Да, самым ранним задокументированным танго является именно оно, а не El choclo, впервые (относительно) достоверно исполненное в 1903 году, изданное в 1905-м, а написанное, предположительно, в 1898. И уж тем более, не «позднятина» La Cumparsita, написанная в 1916 году.
Francisco Canaro — El Entrerriano
Безусловно, это не «первое танго» как таковое! Кто из простых музыкантов, игравших на танцах для социальных низов, впервые сыграл РАЗ-два-ТРИ-четыре, убрав синкопированность из ритма милонги или хабанеры, попытавшись облагородить чамаме или кандомбе, мы никогда уже не узнаем. Как не узнаем, когда конкретно это произошло — рождение танго скрывается где-то в последней четверти XIX века.
Просто в 1897 году танго выходит из тени. Характерно, что этим же годом датируется первое публичное исполнение танго на сцене. В соцсетях неправильно пишут, что в этом году было впервые исполнено парное танго как таковое. Нет, к 1897 году танго стало уже настолько популярно и интересно публике, что появилось в тогдашнем шоу-бизнесе: были изданы ноты на продажу, а 29 сентября актеры театра «Олимпио» станцевали танго на сцене в спектакле «Креольский суд».
Однако первый текст El entrerriano издан, конечно же, не был. Тексты первых танго были, мягко скажем, не совсем приемлемы даже в относительно приличном обществе. Позже тексты ранних танго просто переписывали, делая более изысканными.
Osvaldo Fresedo — El Entrerriano
El Entrerriano — это прозвище. Так называли жителя провинции Энтре-Риос. И это танго имеет вполне конкретного, реально существовавшего адресата-героя. Оно было посвящено сеньору Рикардо Сеговии, богатому землевладельцу-скотозаводчику из Энтре-Риоса.
Эту историю приводит англоязычный портал www.todotango.com, один из самых полных и уважаемых ресурсов по истории танго. А еще в книге «Танго» издательства Жигульского есть фото обложки этих первых танго-нот, и там очень хорошо видно это посвящение. Сфотографировала, как смогла.
Juan D’Arienzo y su Orquesta Típica — El Entrerriano
Пишут, что в конце XIX века в Буэнос-Айресе музыканты, игравшие на танцах, были очень бедны. И самым надежным способом заработать для них было посвятить танго кому-нибудь из богачей-кутил. За такую славу загулявшие промышленники хорошо платили — иметь танго имени себя было престижно. (Мне вспомнилось почему-то что-то типа «К нам приехал, к нам приехал…» ) И таких танго появилось немало: до сих пор популярны «Дон Эстебан», «Дон Хуан» и пр.
Armando Pontier y Su Orquesta — El Entrerriano
Чернокожий пианист и автор музыки первых танго Ансельмо Розендо Мендисабаль играл в составе мини-оркестра в заведении «Ла Васка», которым руководила некая Мария Ранголла (да, танго-мифология сохранила имя этой мадам ).
Якобы новую мелодию, которая потом стала El Entrerriano, Мендисабаль в первый раз сыграл здесь 29 октября 1897 года. Когда эту музыку услышал известный тогда танцор Хосе Гвидобоно, то не смог танцевать — настолько прекрасной она ему показалась, поразила в самое сердце. (О да, очень в духе танго. ). Танцор предложил посвятить эту музыку Рикардо Сеговии, ибо достойна такого человека. Поэт Анхель Вильольдо написал ухарский текст, и все случилось ко всеобщему удовольствию. Скотопромышленник хорошо заплатил, и мы до сих пор знаем его имя.
Перевод первого текста привожу по книжке «Танго» издательства Жигульского. (Местами хочется вставить слово «детка» в духе нынешних реп-композиций. )
El Entrerriano
Тут написано, что движения танго качающиеся. Это сейчас мы плавно скользим по ламинату, а преподаватели ругаются, если ты подпрыгиваешь в шаге, а в канженге, который называют предком танго, движения вполне себе качающиеся.