Пренебречь, вальсируем, или О женских заморочках (видимо, не только в танго)

Нет, девочки, нет! Мир не рухнет, если вы не будете безупречными! И вас не станут меньше любить, если вы не станете идеальными! Всё, можно выдохнуть, расслабиться, сказать себе или партнеру «пренебречь, вальсируем» и улыбаться.

Пффф…

Нам попались отличные ученики и ученицы. Мотивированные на развитие, упорные в труде и даже по-хорошему въедливые. Кого-то это описание напоминает, но да, видимо, ученик ищет себе близкого по характеру препода. 🙂

Да, залог хорошего танцевания – это стремиться к лучшему, развивая себя. Но… должна быть золотая середина всё же, гармония, самурайский срединный путь. Иногда человек настолько заморачивается на безупречности, что начинает искренне страдать по причине своего несоответствия некому стандарту, что это становится не поводом к росту и развитию, а разрушающим, парализующим фактором… Причем стандарт-то нередко совершенно вымышленный, неправильно понятый и/или недостижимый в конкретное время конкретным человеком в конкретном положении.

В большинстве случаев повод пострадать ищут и таки всегда находят женщины (да что там, сама такая была, но я над этим давно работаю – в танго иначе не останешься). Возможно, дело в том, что женщины всю жизнь подвергаются серьезному давлению общества (мужчины тоже, но немного по-другому). Ты же девочка – ты должна быть безупречной: ходить в безупречном платьице, безупречно учиться, безупречно себя вести, быть безупречной матерью, хозяйкой, женой, при этом безупречно работать, всегда безупречно выглядеть, безупречно печь пирожки… За безупречность тебя хвалят, за отсутствие безупречности ругают, порицают, обсуждают. То есть, чтобы тебя любили, надо быть безупречной? Пффффф… По мне так лучше быть одной, чем с теми, кто любит не тебя, а какую-то нерабочую программу.

К 30 годам у меня выработался рефлекс. Когда слышу все эти «должна, должна», в душе рождается четкий ответ: «Да идите вы! Всё, что я должна, написано в налоговом кодексе, чего не должна – в уголовном, остальное – мое дело, мой выбор». Но так было не всегда.

Первые пару лет я танцевала на милонгах, будто сдаю экзамен. И если сделаю ошибку, меня с позором выгонят из тангер, проклянут, поставят к позорному столбу в центре ронды и будут делать в меня болео каблуками по очереди. Ээээ… Но ведь нет же, так не было и не будет (ну, во всяком случае, крайне-крайне маловероятно 🙂 ).

Знаете, почему я перестала так к себе относиться? Потому что поняла, что КПД тут близок к нулю. Мне надоело чувствовать себя плохо из-за собственных страданий, и если направить энергию, которую трачу на эти страдания, на обучение, то стану маэстрой. Стало жалко своих ресурсов.

Осознанный выбор

Но мой собственный осознанный выбор – научиться хорошо танцевать. Выбор ведет за собой некие действия (бездействие – тоже выбор, важно, чтобы он был осознанным, а не просто последствия страха и неверия в себя). Так что КПД в таком подходе всё же не равен нулю. Эти комплексы можно направить в нужное русло. Сделать так, чтобы желание развиваться осталось, а парализующая ненависть к себе за отсутствие идеальности исчезла.

«ОБОЖЕМОЙ! Я занимаюсь цеееелый месяц, а у меня до сих пор нет идеальной постуры, идеального шага – я недостойна жить на белом свете, я ничтожнейшее существо и буду страдать из-за этого сутками напролет! Я должна немедленно броооосить ходить на занятия». Ну что можно сказать на это… Ёпрст, я занимаюсь не месяц и не год. И у меня нет идеальной постуры и идеального шага. И меня периодически накрывают такие мысли. Но каждая волна всё меньше. Потому что у меня есть опыт развития в танго, я знаю, что многие косяки можно исправить со временем. Неидеальный шаг? Не могу понять, почему и отчего проблема? Пренебречь, вальсируем – спрошу у препода и поправлю. Немного внимания (или много), поучиться осознавать эту часть своего тела и управлять ей – и всё будет нормас.

Да, на это потребуется не день и не месяц, возможно. Мы, к сожалению, в большинстве очень плохо чувствуем свое тело. И чтобы смочь опустить плечо, расслабить крестец, почувствовать спину, занимаясь два раза в неделю, может потребоваться время… И как бы ни хотелось уже сейчас быть идеальной тангерой, это невозможно. И процесс постепенного осознавания своего тела, а значит себя, учения управлять им в расслабленном, не зажатом состоянии, открытия внутренних возможностей, легкости движения практически бесконечен и для меня очень увлекателен. И я понимаю, что почувствовать раньше то, что почувствовала сейчас, я бы просто не смогла – была на другой ступени саморазвития. Нельзя родить здорового ребенка раньше, чем через 9 месяцев. Он не научится ходить в три месяца (но когда придет время, он будет учиться, не заморачиваясь о том, что не получилось раньше).

«Это значит, мне нельзя на милонгу, пока я не идеальная?» Ага, конечно, и поплакать по этому поводу тоже нужно.

Страшные секреты

Я открою страшный секрет: 99% людей, в том числе и на милонге, плевать на наличие у вас идеальности (они озабочены собой 🙂 ). Не, есть некий базовый минимум, если ты партнерша: стоять на ногах, не падая, не висеть на руках, не самоходить, хорошо пахнуть, миленько общаться (не трясясь как осиновый лист), хорошо выглядеть и душевно, искренне обниматься. Ну и улучшать свой уровень потихонечку.

В танго интересны вы сами. Уникальными и интересными вас делает именно небезупречность. А те, кому нужны «идеальные» запрограммированные куклы Барби, пусть идут лесом. Это не наша публика. Мы не сто баксов, чтобы всем нравиться.

Есть еще один страшный секрет: в танго ошибаются все, даже маэстросы. Разница в «грубости» ошибок и их частоте. Если два человека встают в пару, чтобы импровизировать, всё не может быть идеально. Это не спорт, это общение, творчество, разговор. Поэтому ошибка – не катастрофа и не повод корить себя долго и несчастливо. Пренебречь, вальсируем. Именно об этом говорил Аль Пачино в кино про запах женщины. Хорошо бы перестать мыслить школьными оценками. Да даже если и ими: девочки-отличницы, «четверка» — это не конец света. Вспомните, реально ваши «четверки» хоть как-то отразились на жизни? Танго учит нас принимать свои ошибки и двигаться дальше (в буквальном смысле).

И вот это главный путь танго. Гармония, золотая середина, баланс в самом широком смысле. Не слишком напрячься, не слишком расслабиться. Одинаково мешают развитию, парализуют и уничтожают как тотальный пофигизм с ленью, так и самоедство. Если ты весишь 100 кг, вряд ли ты сможешь чувствовать себя здорово, но если ты довела себя до анорексии стремлением к «совершенству» — это тоже самое. Вместо того, чтобы постоянно думать о себе («я плохая, я хорошая, ой, мне тяжело, ой, я не могу, я могу, что обо мне подумают, яяяяя…»), стоит попробовать направить энергию в процесс.

Елена Маслова