Стили аргентинского танго

Довольно неоднозначная и терминологически спорная тема. Однако понятия «милонгеро», «танго-салон», «нуэво», «танго эльцентро», даже, прости Господи, «стиль вижа уркиза» регулярно встречаются в речи преподавателей, в постах, статьях всяких танго-пабликов и в холиварах под ними. Поэтому тем, кто практикует «это ваше танго» (еще один мем танго-сообщества, но о нём не здесь), владеть данным понятийным аппаратом хоть приблизительно необходимо.

В этом тексте — наиболее общеупотребительная сегодня терминология и личные знания, основанные на услышанном, прочитанном в разных источниках разной степени авторитетности. 🙂

Вообще, по большому счету, существует только два главных стиля и вида аргентинского танго. Это танго социальное, которое основано на импровизации и ведении-следовании, и танго-шоу, которое сценическая хореографическая постановка.

С последним всё понятно, а вот там, где социальное танго всё неоднозначно по объективным причинам. Социальное танго в современном мире представляет сложную диалектику общих черт и различий.

У этого разнообразия вроде как есть исторические причины. Пишут и рассказывают, что раньше в Буэнос-Айресе в каждом районе был свой стиль танго. И мужики с района не очень-то охотно пускали на свои милонги и практики чужаков. Ну а что — женщин мало, самим не хватает. 🙂 И больше того, в разных районах жили люди разного социального положения и стиля жизни. Поэтому стиль танго, например, района Вижа Уркиза мог довольно сильно отличался от стиля района Ла Бока. В центре (стиль «эльценро») танцевали иначе, чем в порту или в окраинных баррио.

Отсюда, вероятно, это разнообразие названий. Бывает, что разные преподаватели называют одно и то же разными словами или одним и тем же словом разные вещи. Слышала, как простой прерванный шаг называют кунитой, каденсией, реботе. Еще наверное, есть названия. 🙂

Больше того, каждый из именитых милонгеро работал над своим собственным уникальным стилем и своими фишками.

В середине 80-х танго шагнуло в мир и глобализация изменила эту картину. Люди западного склада хотят систему, структуру, единообразие, разложить по полочкам.

Всунуть эту бурлящую стихию в сетку почти невозможно, но сегодня ОЧЕНЬ УСЛОВНО И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО выделяют три основных стиля социального аргентинского танго как танца (есть же еще аргентинское танго — музыка): милонгеро, салон и нуэво. Критерии разграничения: степень близости объятия, количество фигур и поворотов в условную единицу времени, высота задирания ног.

Милонгеро

Основные черты: только близкое объятие, почти нет поворотов в бедрах (шаги, прерванные шаги, кресты, очо кортадо, очо милонгеро и т.п), небольшая амплитуда шагов и движений (почти на месте), может быть существенный накат партнеров друг на друга («общая ось», «стоять ёлочкой», «общий центр тяжести» и т. п. как только это не называют), почти нет скрутки-диссоциации. Стиль подходит для загруженного танцпола (скорее, единственно возможный стиль в этом случае 🙂 ). Хорошо танцуется под ритмичное неспешное танго 20-х-первой половины 30-х годов.

Наверное, поэтому в России долго ходил миф, что это самый старинный стиль аргентинского танго. Но потом выяснилось, что гуапо и компадрито начала века очень даже любили козырнуть хитровыдуманными и размашистыми движениями. Элементы называли «кортес и кебрадас», и как они точно выглядели никто особо не знает сейчас. 🙂

Было еще мнение, что милонгеро — это, наоборот, примитивный стиль времен упадка танго, когда на дискотеках молодежи включали танго, а они, не умея его танцевать, просто ходили под музыку, обнявшись.

Я лично думаю, что соотносить современные концепции с историческими стилями и явлениями достаточно некорректно. В разных районах и разных социальных группах танцевали по-разному, а достоверные сведения относительно истории танца весьма и весьма обрывочны, особенно на русском языке. Более того, аргентинское танго как таковое очень сильно изменилось за последние 30 лет. И это, скорее всего, не очень похоже в принципе на то, что танцевали хотя бы в 40-х.

Салон

Основные черты: партнеры стоят прямо — даже в близком объятии каждый «на своей оси», объятие может быть как открытым, так и близким — меняется в процессе танца, много поворотов («пивоты на опорной ноге»), вращений пары, есть скрутка-диссоциация, поворот в бедрах, однако ноги в основном на полу, иногда как вишенка на торте может быть болео или неглубокая волькада, характерно периодическое включение длииииных подчеркнуто элегантных шагов. Отлично танцуется под танго «золотого века» — сер. 30-сер.50-х годов.

Самый распространенный сейчас стиль социального аргентинского танго. Всё, что сейчас танцуют на милонгах, не сильно размашистое, технически доступное большей части непрофессиональных танцоров — это танго-салон. Это тот самый живой, изменчивый, синкретический социальный стиль. Он с удовольствием вбирает в себя как традиции, так и новшества.

Нуэво

Основные черты: много сложных размашистых движений, поэтому преимущественно открытое объятие; объятие может довольно сильно искривляться, даже разрываться с одной стороны или полностью; постура очень гибкая, хорошо работают колени; постоянные выходы с оси во все стороны; много широких поворотов, скруток, нередко даже экстремальных; очень характерно ногомахание и ногообвитие в разных плоскостях; классическое нуэво — это такое плавное перетекание из фигуры в фигуру, без рывков и скачков (последнее характерно для танго-шоу); гендерные роли в нуэво очень условны — вести могут оба по-очереди, хорошо ощущая друг друга и гармонично перехватывая инициативу. Однако при всем этом мы помним, что это социальный стиль, то есть все эти сложные движения — это импровизация, ведение-следование, а не постановка.

Есть еще крайняя форма нуэво «контакт-танго» — синтез аргентинского танго и контактной импровизации.

Хорошо танцуется под электронное танго (когда-то эта музыка и этот стиль танго возникли почти одновременно и развивались, дополняя друг друга), всякое не-танго, позднее «симфоническое» танго (особенно протяяяяжное). Теоретически нуэво танцуется подо всё, но мне кажется, что под классику танго всё же как-то негармонично получается.

Этот стиль подходит исключительно для очень свободного танцпола. Размашистые движения и ногомахания, долгие хитровыдуманные вращения на одном месте не согласуются с уважением к ронде и людям на заполненной милонге.

Считается, что стиль танго-нуэво был создан в конце 80-90-х годах тремя танцорами Густаво Навейрой, Фабианом Саласом и Мариано Чичо Фрумболи. Также считается, что в нем сильно влияние танго-шоу, которое только одно и существовало к тому времени как явление аргентинского танго. Милонги в 60-80-е практически полностью исчезли. И возрождение социального танго, его «серебряный век» началось именно под впечатлением танго-шоу, после колоссального успеха шоу «Танго аргентино» в 1983 году.

Говорят, что размышляя о том, как соединить современность и традиции старых милонгеро, Густаво, Фабиан и Чичо, создали актуальную теорию и методику обучению танго: систему тонкого взаимодействия (говорят, что танго-деды ведут очень и очень брутально по современным меркам), спирали в теле танцора, технику поворота и т. п. Все это позволило вести на очень сложные элементы, рождая танец здесь и сейчас. При этом танец получался эффектным и зрелищным — не то, что эти топтания старых милонгеро… Как правило, именно танго-нуэво восхищаются все начинашки, ища ролики с аргентинским танго на ютубе.

Когда-то нуэво и салон были очень сильно противопоставлены друг другу. Но современный танго-салон и танго-нуэво строятся примерно на одних и тех же базовых основах. Просто нуэво сложнее и размашистее. Для него требуется хороший баланс, хорошая растяжка, умение очень хорошо управлять собственным телом и слышать тело партнера.

Я обожаю нуэво. По молодости, когда была получше растяжка и тонус мышц, даже танцевала его немного. Потом оно, правда, окончательно вышло из моды.

Но я уверена, что нуэво — это следующий уровень. И пытаться танцевать сложные элементы без усвоения базовых внутренних основ — это все равно, что дать первоклашке писать серьезный роман, не обучив, как следует азбуке. Получится коряво.

Увы, факт, но 70% людей, пришедших в социальные танцы в течение нескольких лет обучения просто не смогут качественно повторить элементы нуэво с хорошей амплитудой. А 60% не смогут их повторить никогда. Просто уровень физподготовки и личного упорства не позволит. А корячиться это делать без должной подготовки просто опасно для здоровья. Нет, как у Чичо не получится.
Не разумнее ли достойно выглядеть, доставлять удовольствие себе и партнеру, танцуя хороший салон, чем изображать конвульсии, делая то, что не получается в силу исходных физических данных и умений? И постепенно, трудясь, углубляясь в технику, в свое тело, подходить к мечтаемым элементам… 😉

PS: А что же танцуют сейчас? А всё это! Лютый фьюжн сейчас танцуют. Круто уметь всё. Чистые стили вообще очень сложно выделить у кого-то. Как бытие определяет сознание, так музыка, загруженность танцпола, физические возможности, знания и умения определяют, что и как мы сейчас будем танцевать.

Елена Маслова

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *