Аргентинское танго и спортивно-бальное танго

Информационный текст для тех, кто еще не, но уже вполне может быть

О ниве просвещения

Главный и единственный месседж данного текста: аргентинское танго и спортивно-бальное танго — ЭТО РАЗНЫЕ ТАНЦЫ! И в принципе спортивные и социальные танцы – ЭТО РАЗНЫЕ ТАНЦЫ.

В Орле неплохо развиты спортивные танцы, и это круто. Однако слово «танго» ассоциируется у людей именно с тем, что танцуют на соревнованиях. Но нет. Танго бывает разное. От этого одно не становится хуже, чем другое. Оно просто разное, для разных целей и для разных людей.

Потихоньку в России разрушается стереотип, что танго только вот такое, ведь в большинстве городов есть клубы аргентинского танго и милонги. Недаром в последнем клипе Надежды Грановской (где она там стихи читает) танцуют именно аргентинское танго и люди, которые явно умеют его танцевать. 🙂 Эволюция образа танго в массовой культуре налицо. 🙂

Тем не менее, на ниве просвещения и популяризации еще работать и работать. Прежде чем на ней сеять (то бишь развивать культуру аргентинского танго) и жать (ну, хотя бы стричь), придется пахать. 🙂

Как-то в один из знакомых танго-клубов в другом городе на урок пришли два серьезных мужчины, один даже с танцевальными туфлями. Стоят и смотрят. Преподаватель подходит, интересуется, может спросить чего хотели. «Нет, — один отвечает. – Мы и так всё знаем. Я вот 20 лет танцую. У вас же социальные танцы. Это как бальные, только проще». Как потом написал в Фейсбуке этот преподаватель, «я даже говорить ничего не стал, просто отошел в сторону». Не знаю, хватило ли бы мне выдержки так себя повести… 🙂

А еще как-то в Орле на милонгу пришла пара бальников. Они и танцевали спортивно-бальное танго в ронде…  Да. Под оркестры 30-40-х годов с пластинок, ага. Да, рассекали танцпол по диагоналям на огромной скорости, раскинувшись в стороны, щемя и распугивая обалдевших тангерос. Организаторы милонги не имели достаточно духу или ума, чтобы подойти к ребятам, попросить выйти и что-то им объяснить, а ребята поняли, что что-то не так, только спустя мелодии три. 🙂

Они отличаются

У меня есть еще примеры, но Бог с ними. Я тут не против бальников, не-не-не. Я лично очень сильно их уважаю, восхищаюсь этим колоссальным трудом, красотой этого спорта! Я бы так точно никогда не смогла, начав в том возрасте, в котором я начала танцевать. 🙂 Причина возникновения стереотипа, что «все парные танцы – это спортивно-бальные танцы», наверное, как раз в том, что несколько десятилетий так и было. 🙂 Но теперь-то нет. Простые смертные хотят танцевать и таки танцуют.

Различия между аргентинским танго и спортивно-бальным танго видны невооруженным глазом, если просто открыть интернет посмотреть. Там совсем разное положение ног, корпусов, бедер, разный шаг, разное ведение и объятие (в социальном танго говорят «объятие», а бальном «рамка»). Разная скорость движения, разные фигуры, другие принципы движения по линии танца.

Даже разная музыка. Есть очень характерное и легко слышимое отличие. В аргентинском танго нет ударных инструментов, базовый ритм задает контрабас или фортепиано, а в европейском спортивно-бальном – есть.

Juan D’Arienzo y su Orquesta Típica — El Choclo
Hugo Strasser — El Choclo (Kiss of Fire)

Спортсмены разучивают и полируют до идеального состояния связки и комбинации. Социальщики учат базовые элементы, базовую технику и музыкальность. А также умение вести/следовать, развивать взаимопонимание с человеком, которого ты можешь в первый раз видеть, до уровня дыхания, телепатии. А потом импровизируют, партнер составляет комбинации на ходу. И партнерша не знает, какая фигура, какой шаг будет следующим.

Бальники танцуют очень долго с одним и тем же человеком. В социальных танцах же мы умеем танцевать по-настоящему, если можем танцевать с тем, кого видим в первый раз. И за один вечер хороший партнер может порадовать до десяти и даже более партнерш.

Социальное аргентинское танго танцуют на вечеринках – милонгах, а спортивно-бальное на соревнованиях и выступлениях. Нет, есть, конечно, соревнования по аргентинскому танго, но отношение к ним среди милонгерос очень неоднозначное. И соревнования точно гораздо малолюднее, чем милонги. Современные чемпионаты по аргентинскому танго в принципе начались с Мундиаля в Буэнос-Айресе лет 20 назад. Как говорят, Мундиаль придумали для Запада, чтобы более эффективно экспортировать, продвигать и продавать аргентинское танго здесь. Подготовка к соревнованиям по аргентинскому танго требует не только отличного знания социальной базовой техники (sic!), но и отдельного, дополнительного обучения.

Спортивные танцы исполняют на максимуме возможностей и темперамента, социальные – более спокойно и расслабленно. Мы учимся включать внутренние мышцы, которые умеют выдерживать не такие большие, но стабильно долговременные нагрузки. У бальников есть один час, чтобы показать всё, на что они способны. Социальщики танцуют всю ночь (а на фестивалях, марафонах так и сутками) – с таким разгоном долго не протянешь.

Да, что-то общее, если глубоко заниматься тем и другим, можно найти. Спортивно-бальное танго произошло от европейского салонного танго, которое в свою очередь в начале XX века было дословно импортировано из Аргентины. Однако за последние сто лет под влиянием европейских танцев и, особенно, соревновательного аспекта в бальных танцах оно изменилось таким вот кардинальным образом. А в Аргентине всё это время по-прежнему танцевали и развивали именно то танго, что там и возникло в конце XIX века.

Для кого танцуем?

Но это внешние различия, это следствие. Их диктует главное, корневое различие – ответ на вопрос «для кого танцуем». Бальники танцуют для зрителей и судей. Социальщики танцуют для себя и для партнера.

Нет, это не значит, что социальным танцам не надо учиться, а достаточно танцевать «как идет из души». 🙂 В социальных танцах присутствует сообщество и партнеры, которые выбирают друг друга. Если ты не умеешь танцевать, с тобой не будет комфортно, приятно, интересно. Тебя не будут приглашать, если ты девушка, или с тобой не будут соглашаться танцевать, если ты мужчина. А чем лучше ты танцуешь, тем больше людей хотят выйти с тобой на танцпол, тем ты популярнее и круче (душевность и эмоциональность входят в базовый набор технических навыков при этом). Поэтому своё искусство в социальных танцах люди тоже оттачивают до конца жизни (иной раз в буквальном смысле).

Но это другое искусство. ДРУ-ГО-Е. Да, социальные танцы по определению проще. Бальники, готовые научиться чему-то новому, осваивают их довольно легко и быстро.  Среди крутых танцоров и преподавателей аргентинского танго немало тех, кто в прошлом занимался спортивными танцами. Но они учились.

А еще менялись немножечко внутри. Бывают люди, которые на милонгах, даже если вроде освоили хореографию аргентинского танго, всё равно танцуют «по-спортивному»: «Посмотрите на меня! Посмотрите, что я умею! Я ведь крут!». И это далеко не только бальники, кстати, но для последних типично. 🙂

Такие персонажи у опытных тангерос обоего пола вызывают скепсис или отторжение. Поверьте, на милонге все всё видят. 🙂 Как только ты вышел, всем, кто шарит, уже всё показал, большего не требуется. Милонгеро по одному шагу, по тому, как ты становишься в объятие, как ты взаимодействуешь в танце, как двигаешься в музыку, понимают, крут ты или только учишься (и последнее не страшно, все учились, все помнят, каково выходить в ронду в первые разы; только важно делать это «с достаточным уважением» 🙂 ). Но если ты в ронде на милонге танцуешь не для партнерши/партнера, а для зрителей, то нет, ты сразу не крут. 🙂 Такие критерии. 🙂

Есть еще сценическое танго, танго-шоу. Я про него уже писала как-то. Оно тоже располагается на базовой технике социального танго, только рассчитано на зрелищность. Быстрее, выше, сильнее. Научиться и ему по видео нельзя. В аргентинском танго движение всегда рождается из глубины тела, глубины пары, взаимодействия. Там своя, неочевидная на первый взгляд, логика. Если танцоры не владеют внутренними основами, те, кто в теме, это видят сразу.

Прикладываю видео спортивно-бального танго, аргентинского танго в выступлении маэстрос, обычной милонги, где танцуют обычные люди. И серию видео-блога одного из известных в России преподавателей сальсы Стаса Швецова (у него жена, кстати, тангера и признанная танцовщица аргентинского фольклора), где он рассуждает на ту же тему (у него вообще оч много классных мыслей в разных сериях, и он умеет их формулировать).

Елена Маслова