Великий Астор в истории танго

На традиционных милонгах его музыку не ставят, потому что танцевать под нее непрофессионалу крайне сложно. Однако знать его надо обязательно, потому что он из тех, кто кардинально повлиял на аргентинское танго и его распространение.

Танго послушать

Есть танго-музыка для того, чтобы под нее было удобно танцевать на вечеринке обычным людям, и танго-музыка для того, чтобы её слушать и танцевать под неё на большой сцене.

Именно Астор Пьяццолла окончательно вывел музыку аргентинского танго в большие концертные залы. К тому времени на танцплощадках люди танцевали уже совсем другое и культура парных танцев ушла. Однако Пьяццолла не был первым — этот процесс в Аргентине начался еще в конце 40-х. Поздние Тройло и Пульезе уже вполне себе «больше на послушать».

Пьяццолла родился в Аргентине, но детство провел в Нью-Йорке, там же научился играть на бандонеоне, увлекался классической музыкой и джазом. Потом вернулся в Аргентину. Играл во время «золотого века» танго на вечеринках в ночных клубах, работал у Тройло, создал свой «оркестр типика» (оч похожий на Тройло).

Astor Piazzolla — Vuelvo al Sur

Потом бросил танго, стал писать академическую музыку. В 50-х учился в Париже. Там и начал создавать свой стиль — сплав классики, джаза и аргентинского танго.

Танго нуэво

Этот стиль подвергся жесточайшей критике со стороны аргентинских музыкантов и любителей музыки. К тому времени классическое танго-наследие уже успело изрядно забронзоветь, так что : «Как же он посмел сделать вот это с нашим национальным достоянием?!».

Есть симпатичная легенда: во время горячих споров на тему, а танго ли играет Пьяццолла, на концерт позвали пожилого Пульезе. Авторитет последнего в мире танго Аргентины был непререкаем. Тот вроде как послушал и сказал, что да, таки танго. Позже оба великих маэстро сыграли на одной сцене.

Мне кажется, в музыке Пьяццоллы есть то, что отличало аргентинское танго во все времена, его дух: натянутый нерв, вот-вот готовое взорваться напряжение, внутренняя драма, связь с пульсом большого города, с городскими низами.

Astor Piazzolla — Primavera Porteña

Великий Астор — автор словосочетания «танго нуэво»: в 60-х у него был коллектив с таким названием. Сейчас это название прижилось для сложного, очень полифоничного танго; электронного танго; размашистого и витиеватого стиля танцевания; если смотреть максимально широко, для всего, что произошло с аргентинским танго, начиная с 60-х годов.

Libertango

В 1974 году Пьяццолла пишет самую известную композицию «Libertango». Сейчас в танго-среде ставить и слушать эту музыку — дурной тон. Уж очень заезженная композиция. Те, кто работает с постановкой свадебных танцев в стиле аргентинского танго, от этой композиции воют — молодожены приносят всего две песни «Libertango» и «Por una cabesa». 😁 Однако надо понимать время, когда написана эта композиция.

Astor Piazzolla — Libertango

Пишут, что эта музыка значила разрыв Пьяццоллы с классическим танго. Но помилуйте, к тому времени он порвал с ним уже 15-20 лет как! Ему уже ничего не надо было никому доказывать. Думаю, как великий творец он был глубоко связан со своим народом, со своей страной.

В 1974 году по Аргентине прокатилась волна протестов, демонстраций, забастовок, похищений и даже вооруженных выступлений. До жуткой военной хунты с массовыми репрессиями оставалось пару лет. «Libertango» — выражает, наверное, порыв простых аргентинцев к свободе. Тем более, что экономические и политические проблемы преследовали страну уже несколько десятков лет.

Oblivion

«Oblivion», на мой взгляд, — одно из величайших музыкальных произведений XX века. Я тысячу раз его слышала, и каждый раз оно снова трогает и увлекает. Я слышу там пассивную, щемящую, заполняющую целиком, почти невыносимую тоску.

Раньше думала, что это про любовь, но оказалось эта композиция связана с темой забытья и ухода в широком смысле. Википедия говорит, что это саундтрек к фильму итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV, Безумный король» по пьесе Луиджи Пиранделло. Фильм вышел в 1984 году — Астор Пьяццолла был тогда уже весьма пожилым человеком.

Сюжет фильма такой. Стареющий итальянский аристократ после падения с лошади считает себя королём Германии Генрихом IV. Родственники, собравшиеся в его особняке, пытаются разобраться в случившемся и спровоцировать шок, который может помочь безумному человеку вернуться в прежнее, нормальное состояние. Аристократ, которого сыграл Марчелло Мастроянни, на самом деле только разыгрывает сумасшествие, скрывая тайну покушения на свою жизнь. Он сознательно пытается убежать от действительности и оградить свой внутренний мир от лживого и враждебного общества. Состояние главного героя является «внутренней эмиграцией». Тема «забвения» и мелодия, соответствующая ей, становится в сюжете ключевой и неоднократно проходит через фильм.

Astor Piazzolla — Oblivion (Version 1)

На первом официальном диске, получившем название «Oblivion», произведение было представлено для бандонеона, тромбона, гобоя и гитары и камерного оркестра в четырёх версиях.

Я там писала ниже, что Пьяццоллу не ставят на традиционных милонгах — под эту музыку очень сложно танцевать непрофессионалам. Это музыка для концертных залов. На сценах выступали под «Oblivion», наверное миллион раз.

Астор Пьяццолла и Джерри Маллиган

Кроме музыки аргентинского танго я еще люблю джаз. Они все время как бы рядом, но напрямую пересекаются довольно редко. Одна из таких легендарных встреч — альбом Астора Пьяццоллы и Джерри Маллигана.

Последний — выдающийся американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул-джаз» («прохладный джаз»).

Gerry Mulligan, Astor Piazzolla — Years of solitude

В сложении аргентинского танго и джаза Астор Пьяццолла опять не был первым — что-то такое начинал Хулио де Каро, активно развивал Освальдо Фреседо. Однако у Пьяццоллы с Маллиганом эта тема достигла огромной популярности и творческой свободы.

Танго ли это? Я не знаю, честно. Мне кажется, скорее да. Но там уж каждый сам решит. Джаз ли? Точно! Каким он только не бывает! В любом случае — очень крутая музыка.

P.S.: Ещё обожаю музыку Пьяццоллы, которую он написал к стихам Борхеса. Два великих аргентинца понимали друг друга.

Astor Piazzolla, Jorge Luis Borges feat. Lito Cruz, Jairo, Daniel Binelli — El Tango

Говорят, что в руках Пьяццоллы аргентинское танго достигло своего предела, сделать в этом жанре больше ничего невозможно — это будет или не танго, или возвращение к прошлому.

Adios, Nonino

Ещё одно великое произведение Астора Пьяццоллы, которое также вошло в золотой фонд музыки XX века.

Оно написано в 1959 году. Когда Пьяццолла был в Пуэрто-Рико во время турне по Латинской Америке, ему позвонила жена Деде и сообщила, что умер его отец Висенте.

С Астором Пьяццоллой тогда выступали звездные танцоры танго Карлос Копес и Мария Ньевес. Концерты шли неудачно. Вообще весь тот год был для Пьяццоллы финансово неудачным — новаторский стиль танго принимали с трудом. Всё это вместе со смертью отца, которого маэстро считал для себя «первым после Бога», вогнало композитора в депрессию.

Astor Piazzolla — Adios Nonino

Из воспоминаний самого Пьяццоллы:

«И в завершение того плохого 1959 года, в один день раздался звонок, словно атомная бомба. Нонино умер в Маре-дель-Плата. Это было чересчур.

Когда я вернулся в Нью-Йорк через несколько дней, попросил оставить меня одного в комнате нашей квартиры, и меньше, чем за час, я сочинил «Адиос, Нонино». А затем я заплакал, как это случалось несколько раз со мной до этого. Я вложил все свои воспоминания об отце в то произведение».

Из воспоминаний его сына Даниэля:

«Папа попросил оставить его одного. Мы пошли на кухню. Сначала была гробовая тишина. Мгновение спустя мы услышали, как отец начал играть на бандонеоне. Это была грустная, очень печальная мелодия. Он сочинял «Adios, Nonino».

Нонино — это было прозвище отца Астора Пьяццоллы. Это аргентинская вариация итальянского слова «дедушка» (Nonno), используемого в уменьшительном (Nonnino).

Можно я приложу видео танца под эту композицию, которое мне очень нравится? Здесь танго танцуют двое мужчин.

Я очень спокойно отношусь к «однополому танго» — мне не хочется навешивать на аргентинское танго стереотипы. По-моему, это только танец — только лишь инструмент, только лишь объятие. А чем уже его наполнят танцоры — зависит только от них. И те, кто смотрит со стороны никогда не узнают, что там, внутри объятия, происходило на самом деле. Они могут увидеть и наполнить чужой танец (конечно, если это не публичное выступление, номер с яркой художественной идеей) только тем, что есть в их собственных головах…

Тем более, что танец двоих мужчин как раз не совсем чужд традиции аргентинского танго. Часто пишут, что танго изначально танцевали именно мужчины. Это не совсем так — УЧИЛИСЬ танцевать мужчины друг с другом, чтобы потом потанцевать с женщиной. Женщин было очень мало, и они почти не учились танцевать (разве что дома). Женщинам достаточно было тогда просто быть. 😊 И у них был выбор. Поэтому мужчинам приходилось учиться друг с другом, чтобы не оскорблять женщину грубостью, неумением и неловкостью, сразу покорить хорошим танцем. 😊 Я люблю говорить, что аргентинское танго создали мужчины, чтобы сделать приятное женщинам. 😉

И вот этот номер как раз отличная иллюстрация того, что танго не всегда «танец страсти» — можно станцевать про всё. Уметь надо просто.

Мне кажется, в этом видео, помимо того, что они оба нереально крутые танцоры, очень классно получилось как раз выразить историю отца и сына: бунт, примирение, поддержку, отделение. Причем сначала поддерживает и помогает один, а потом другой.

Я лично в этой композиции, несмотря на весь трагизм, на тяжелую поступь смерти в начале, слышу жизнеутверждающие мотивы, веру в то, что любимый человек в лучшем из миров. Я думаю, это очень круто — уметь и не бояться любить разных людей по-разному. И выражать это.

Елена Маслова