Эмоциональное развитие танцора аргентинского танго

Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше.
Китайская пословица.

Новые мысли

В танго-поездках действительно получаешь всегда уникальный опыт, даже если едешь на одно и то же мероприятие два года подряд. Лично я всегда получаю вдохновение от поездок, иногда настоящие откровения случаются. И в этот раз получилась очередная “эврика”.

Моя последняя поездка была в Смоленск на день рождения клуба, и меня позвали судить их чемпионат. Организаторы на следующий день сделали встречу участников и судей, формат был в виде посиделок, где судьи рассказывали про своё видение танго в целом и судейства в частности, на что стоит обратить внимание. После встречи участники подходили к судьям, задавали свои вопросы, говорили, что, по их мнению, нужно улучшить в их танце. И был участник из начинающих (до двух лет), который взял золото и для своего стажа был реально хорош. Давать ему советы в стиле “Базовая техника, больше тренируйся…” было неуместно, он и так много практикует, берёт частники, посещает мероприятия в других городах, поэтому я задумался: а что, кроме технической стороны, развития своего тела, нужно танцору? Мой ответ был “эмоциональное развитие”. Та часть танца, которая и делает наш танец не аэробикой, а искусством.

Тогда каких-то внятных инструкций про развитие эмоциональной составляющей я с ходу дать не смог. Мой путь был основан только на семинарах, причём по большей части по аргентинскому фольклору, где нередко больше половины всего времени педагоги пытаются из вас достать эти эмоции, чтобы вы их не держали в себе, а если их нет, то запустить в вас такие процессы, чтобы вы эти эмоции для начала хотя бы испытывали.

Сложный путь

Это очень сложный путь. Я прекрасно себя помню на первых таких уроках, когда тебе говорят вроде простые вещи “Впусти в себя музыку и танцуй что хочешь”, “Отпусти себя”, “Расскажи историю своим танцем, который придумаешь сам”, а ты стоишь как истукан и не понимаешь, что от тебя хотят. Тут и всякие скрытые страхи: “А что подумают другие?”, “А как я буду выглядеть со стороны?”, и прочие преграды, которые мы сами себе ставим. Чтобы хоть как-то продвинуться в этом направлении, хотя бы не бояться выглядеть глупо на публике, у меня ушли годы. Я всё равно ощущаю себя в начале пути, но с небольшим продвижением. У всех разный путь в этом плане, кому-то нужна пара уроков, а кому-то, возможно, консультации у психотерапевта.

Замечу, что в среднем по больнице мужчинам эмоциональное раскрепощение даётся сложнее. Так уж сложилось, что в нашем обществе мальчиков с детства учат сдерживать эмоции, неважно, положительные или отрицательные. Начинается всё с “мальчики не плачут, будь мужиком”, а заканчивается тем, что мужчины вообще не могут проявлять эмоции и умирают раньше женщин от сердечно-сосудистых заболеваний.

Да, какие-то простые эмоции мужчинам разрешено проявлять, но их перечень очень ограничен. Помню, когда в том же Смоленске на одном марафоне я впервые почувствовал очень сильные переживания во время танды и не смог даже обозначить словами, что это за эмоция. Она не была однозначно радостной, не была грустной. Чтобы описать, что я чувствую, нет в моей лексике таких слов. Тогда я сделал предположение, что это я просто танцую, не двигаюсь под музыку, а именно танцую. Но самое главное, что эти эмоциональные переживания я заметил как сторонний наблюдатель и отметил, что помимо всего прочего в танце мы можем наслаждаться эмоциональной составляющей.

Не только радостью движения – это особый вид удовольствия осознания своего тела и управления им в музыку, – а именно ответом нашей психики, той уникальной реакцией на музыку, танец и взаимодействие в паре, что даёт нам танго.

Как включить это в себе

И если говорить про то, как же включить в себе эти эмоции, чтобы сделать наш танец более интересным, то лично я пришёл к выводу, что это такой же путь осознанности, который мы практикуем в танго по отношению к нашему телу…

Когда нам говорят, чтО именно мы должны делать нашим телом, то мы направляем наше внимание в разные части тела и практикуем связь сознания и физического тела, начинаем чувствовать его по-другому. Люди, которые не занимаются телесными практиками, скорее всего, даже не поймут, о чём идёт речь, какая ещё телесная осознанность? Но танцорам знакомо это ощущение своего тела, т. к. мы с ним действительно много работаем. Но что мешает нам направлять внимание на наше эмоциональные состояния?

Для начала как сторонний наблюдатель, неважно, что вы делаете: только проснулись, завтракаете, принимаете ванну, идёте на работу… Просто обратите внимание: а что вы чувствуете? Мне казалось, что когда мы делаем обыденные вещи, как правило, на автопилоте, то никаких эмоций там нет, всё предельно нейтрально и без переживаний, но это не так.

Во-первых, в течение дня меняется наше физическое состояние, уровень гормонов. Мы совсем разные, когда голодные и сытые, когда недоспали и переспали, когда полны сил и когда устали. Всё перечисленное – это аспекты нашего физического состояния, неких биологических ритмов, но все они очень сильно влияют на нашу психику, наше состояние в каждый момент времени, и градаций этих состояний бесконечное множество. Если мы начнём их для начала просто фиксировать, то сможем в будущем с ними работать, т. к. если мы не можем хотя бы увидеть предмет разговора, то дальше дело не пойдёт.

Распробовать

“Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел…”
Михаил Жванецкий.

Чтобы обсуждать эту тему, нужно действительно её распробовать. Как говорила наша ученица, психолог по образованию Надежда Воропаева, сейчас я замечаю за собой X эмоциональных состояний, а когда-то начинала с Y.

Хорошая новость в том, что чтобы стать сторонним наблюдателем за своими эмоциональными состояниями, ничего особого делать не нужно. Просто наблюдайте за собой: наша жизнь, какой бы равномерной она ни казалась, даёт очень много, даже если мы это не всегда замечаем.

Когда мы сможем отслеживать наши эмоции, можно пробовать с ними работать. Например, попробовать усилить их, погружаться в них с головой всё больше и больше, так, чтобы нужная эмоция заполнила вас полностью, или наоборот, выключать их: вы понимаете, что вот это вы чувствовать не хотите, смотрите на себя со стороны и говорите себе, что это нужно прекратить, это всего лишь физиологическая реакция, обычная биохимия мозга, а вы человек разумный, с сознанием, и можете это контролировать.

Я и Другие

Если пройден путь “регулировки громкости”, можно пробовать транслировать свои эмоции на другого человека через своё тело в танце. Разумеется, это должно быть что-то хорошее, чем действительно стоит делиться. Просто задайте себе вопрос: “А хотели бы вы получить такое от другого человека?”, и если ответ “да”, можно пробовать. И тут нет какого-то универсального механизма или инструмента, наша психика довольно абстрактная вещь, вы не найдёте инструкцию с пунктами, как в поваренной книге. Но я уверен, что никаких инструкций человеку не нужно, в нас это заложено от рождения – просто направьте ваше внимание от себя к другому человеку, создайте в воображении некий поток, будьте прожектором, который направляет тёплый луч света, и наблюдайте за реакцией другого человека.

Важно отметить, что помимо работы над собой, своими эмоциями, нелишним будет прокачивать эмпатию, пытаться понять эмоции других, их переживания, хотя бы для того, чтобы быть адекватными собеседниками. Будет странно, если человеку грустно, а вы ему: “Не грусти, а то постура не будет расти, давай веселиться просто так” – вряд ли такой подход поможет, даже если вы искренне хотите человеку счастья. Тут могу порекомендовать развивать эмоциональный интеллект, по этой теме сейчас довольно много информации.

Если вы считаете, что самостоятельная практика не для вас, или вообще непонятно, о чём речь, то могу всем дать универсальный совет посещать мастер-классы с уроками не про хореографию, а те, где речь идёт об универсальных, концептуальных вещах в танго, о том, что делает ваш танец именно танго, а ещё все уроки по взаимодействию и практики по актёрскому мастерству. Всё это, может, и не самые частые темы уроков в танго, но встречается. Особенно этого много на семинарах по аргентинскому фольклору.

Владимир Самофалов