О танго-объятии для мужчин

Почему многие начинающие партнёры отказываются от качества объятия в пользу сложности фигур

Я люблю танго не только за музыку, но и за объятие, я люблю обнимать женщин, я за здоровый гедонизм. На уроках, когда мы начинаем изучать близкое объятие, я говорю: “Не надо стесняться своей гетеросексуальности”. Это касается не только мужчин, но и женщин. Объятие — одна из важнейших и основополагающих составляющих аргентинского танго.

Всё нижесказанное – моё личное виденье, мои суждения и заключения, только мой опыт. Попробуйте принять в формате “О, есть и такая точка зрения, как интересно!” То, что подходит мне, может не подойти другому, мы все разные. И как говорил на одном семинаре Михаил Надточий, отвечая на вопрос про ведение в какую-то сложную фигуру: “Должно работать, но танго — это не точная наука”.

Сколько людей, столько и танго. Каждый человек уникален, и танцует он себя, и как следствие, каждый танец уникален. Но всё это разнообразие движений мы бы не называли танго, если бы не было ничего общего. Поэтому выделим грубыми мазками три манеры танцевания, описывая у каждой объятие и сложность хореографии. Всё это, конечно условно и притянуто за уши, мир сложнее, но я сильно упрощу.


Разумеется, каждый человек занимает или какое-то промежуточное положение между этими манерами, или может танцевать в разной манере в зависимости от обстоятельств: разная музыка, разные партнёрши, разное настроение. Лично я себя отношу ближе к последней группе.

К чему все эти наблюдения? Часто возникает вопрос: а какую бы манеру танцевания выбрать, чтобы быть более популярным у противоположного пола? Мне нравится женское внимание, их мирады, комплименты, как я хорошо танцую, как классно обнимаю, как приятно пахну и прочее. И наверняка из всех способов танцевать есть более выигрышный: выбрав нужную дорожку, как в “Умниках и умницах”, мы можем быстрее прийти к победе. Мой ответ: и да, и нет.

Сначала про крайности, есть такая “болезнь” во всех парных танцах — “болезнь фигур”. Это типичная мужская проблема. Начинающий танцор думает: вот выучу эту сложную фигуру или связку и все женщины мои. Причин у этой проблемы много. Расскажу свою шуточную гипотезу.

Когда на милонге или на сцене вы смотрите на профессионального танцора, вы видите, что он танцует сложно. На то он и продвинутый танцор, чтобы не салиду басику танцевать с очо кортадо, а что-то поинтереснее. И также вы видите, что все женщины смотрят на него с восхищением. Подсознание соединяет эти два наблюдения: 1) сложная хореография; 2) внимание женщин. И подсознание делает простой вывод, что если ты будешь танцевать сложно, как этот профессиональный танцор, то получишь такое же внимание. На деле это не работает.

Если этого профессионального танцора просто поставить в людном месте, и на нём будет футболка с надписью “Мужики не танцуют”, то на него всё равно будут обращать внимание женщины, независимо от того, танцует он сейчас или нет. А на вас, скорее всего, будут обращать внимания меньше или не обращать вовсе. Потому что дело не в умении делать задние сакады, или глубокие волькады – эти навыки у вас на лбу не написаны и не очень-то интересны большинству женщин.

Профессиональный танцор прокачивает своё Я, свою личность, развивает харизму и тратит на это десятилетия. И хореография в этом процессе важна, но она не единственный учитель. Вы можете выучить сложную хореографию за довольно короткий срок, но вы не будете профессиональным танцором с набором его личностных качеств, хотя вроде бы вы можете танцевать одно и то же.

Многие тангерос годами думают (я и сам так думал), что надо танцевать сложно, по крайней мере стремиться, идя по пути меньшего физического контакта и усложнения хореографии. Такой путь — это крайность, а крайности — всегда плохо. Другая крайность — танцевать салиду басика и очо кортадо и больше ничего.

Но эти крайности про хореографию в первую очередь, на любой дорожке можно быть как хорошим, так и не очень хорошим танцором. Вообще, говоря про сложность хореографии, не могу не вспомнить цитату Репина: «Сначала художник рисует просто и плохо. Потом сложно и плохо. Потом сложно и хорошо. И только потом просто и хорошо».

И теперь я вас всех запутал: как танцевать-то надо, чтобы партнерши любили? Просто или сложно, хорошо или плохо? Мой ответ: “Да без понятия!” Вы должны сами выбрать свой путь, свою дорожку, и пройти её. Но какую бы манеру танцевания вы ни выбрали, в любом случае, в вашем танго должно быть объятие. И дело не в манере танцевать: можно быть очень близко или еле касаться женщины, а можно и вовсе танцевать аргентинский фольклор – и быть вместе как никогда.

Я расскажу только про свой опыт исследования объятия. Вы можете взять от моего опыта что-то для себя и попробовать использовать, дополнив ваш путь. Возможно, он станет легче.

Объятие — это процесс

Я танцую преимущественно в закрытой позиции, довольно простую хореографию, только то, что могу хорошо станцевать – никаких экспериментов на танцполе с тем, что пока не освоил на уроках или практиках.

Я не сижу на милонгах: всегда есть кто-то, кто не прочь со мной потанцевать, даже были случаи, когда тангеры приглашали с руки. Другими словами, не имея в арсенале сложной хореографии, можно пользоваться успехом. Ещё раз повторю: дело не в манере танцевания, хотя в близкой позиции, мне кажется, выстроить комфортное объятие проще.

Я выбрал простой путь, но это не значит, что в открытой позиции объятие хуже по определению. Просто когда мы дальше, немного сложнее.

Вообще, когда мы рассматриваем какое-то сложное явление, его можно представить как планетарную систему. Допустим, танго – это планетарная система со звездой и множеством планет. Каждая планета заселена людьми, везде есть континенты и страны. Наша сегодняшняя тема – это только одна планета. Планета «Мужское объятие». На этой одной планете мы рассмотрим только четыре страны, остальные 197 не успеем. Другие экскурсии вы получите у других преподавателей.

Снова сделаем табличку для упрощения и поговорим про аспекты объятия.


Первое: ваше объятие должно выглядеть так, чтобы со стороны было видно, что вы танцуете парные танцы. 😊 Форма должна быть естественной, не вызывать вопросов.

Небольшой экскурс в биологию: Homo sapiens имеет глаза, смотрящие вперёд. Большую часть информации мы получаем по зрительному каналу, поэтому всё, что впереди, мы можем хорошо воспринимать и понимать. Руки наши хоть и приделаны с боков тела, стремятся быть направленными вперёд – нам комфортно работать руками в поле нашего зрения. А вот отвести руки назад или сильно в сторону сложно, и уж тем более некомфортно ими что-то там делать.

Так и наше объятие должно быть направлено вперёд. Вначале, когда нам говорят держать эту форму, напрягаются плечи. Но так происходит, когда мы делаем форму ради формы.

Объятие – это не статическое положение рук в пространстве, объятие – это процесс. Во время танца мы постоянно, каждое мгновение обнимаем женщину. И если вы заняты этим процессом, руки уставать не будут – как не устают, когда вы едите, пьёте, бреетесь.

В аргентинском фольклоре тоже есть объятие. Оно дистанционное, и у моих учеников тоже вопросы по напряжению в плечах. Я всегда даю такой же совет: не «держите» руки, обнимайте ими, направляйте внимание в ваши руки. Часть тела, в которую вы направили свой разум, ведёт себя по-другому, она как будто получает дополнительную подпитку за счёт ментальной энергии. Да, это не научное обоснование, но это работает.

Второй аспект: практичность, утилитарность, функциональность объятия.
Ваше объятие должно выполнять конкретные задачи:
1. Обнимать женщину (вроде бы из названия понятно, а вот на деле не все своими руками обнимают женщин, когда танцуют);
2. Вести женщину (разумеется, здесь участвует не только объятие, мы должны использовать всё тело, но не забывать про руки как важную часть тела в танце).

И чтобы выполнять эти задачи, нужно направлять ваше внимание, ваш разум в это самое объятие, чтобы оно работало так, как мы задумали, принимало ту форму, которая нам нужна сейчас. Тогда этот аспект будет и про форму (потому что верная выстройка и работа мышц – это именно форма), и про содержание, потому что без осознанности, без мыслительного процесса это не будет работать. Мы должны наполнять наше объятие, добавляя ему и смысл, и содержание.

Наполнение объятия. Мужественность

Про наполнение объятия можно говорить очень много. “Объятие” — не точный перевод. Слово “abrazo” стоит переводить как “обнимать со всей нежностью что у вас есть”. Но не про нежность я хотел поговорить. Наблюдая за российскими тангерос, я хочу акцентировать внимание на другом аспекте – на мужественности.

Мы живём в довольно странном с точки зрения взаимоотношения полов обществе. У нас одновременно уживаются и постфеминизм, когда у женщин на законодательном уровне больше прав (ранний выход на пенсию, не надо служить в армии, права на детей при разводе), и архаичные модели, когда женщина сидит дома, варит борщи и вообще курица не птица…

С одной стороны женщина — член общества с такими же и даже большими правами на бумаге, а с другой — наше общество пропитано оголтелым сексизмом.

Как себя вести в таком обществе мужчине не совсем понятно. С одной стороны скрепы, и мы такие все брутальные гомофобы, которые одной рукой медведя должны брать за шиворот, а другой женщину. С другой – женщины эмансипированы и могут сами взять за шиворот кого угодно. В общем, ориентиры потеряны, какой-то общепринятой модели поведения нет, и мужчины в большинстве случаев выбирают более осторожные модели поведения, скрывая свою мужскую природу.

Вообще говоря, про модели поведения вне танго каждый пусть решает сам. Лично я за равноправие, мне не нравится когда людей по какому-то признаку считают вторым сортом. Если вы фанат домостроя, опять же, — это ваше право, ищите себе такую женщину, фанатки домостроя тоже есть.

Но если мы говорим про танго, то здесь я хочу очень чёткое половое деление на очень конкретные роли, мужчина — лидер, женщина – ведомая. Не марионетка без прав и свобод, но в вопросе, что танцевать, доверяющая лидеру и отдающая эту инициативу ему.

Небольшое отступление. Есть очень разные взгляды на ведение и взаимодействие в танго. Я выделю две основные концепции в их крайних проявлениях:
1. «Мужик всегда прав»: только он всегда ведёт, всё решает, он главный, женщинам право голоса не давали, и вообще, «Женщина, давай ножками двигай быстрее!».
2. «Либеральный взгляд»: танго танцуют равноправные партнёры, никто никого не ведёт, мы самовыражаемся в музыке и взаимодействуем как два равноправных участника процесса.

Моё виденье: женщину в объятие надо брать, брать двумя руками, показывая силу, чтобы женщина, почувствовав уверенность, расслабилась, поняла, что вот с этим мужчиной можно вообще выключить голову, ничего не решать, а просто танцевать и получать удовольствие. Если через объятие вы покажите ей эту уверенность, то и она пойдёт уверенно, ей не нужно переживать, что что-то не получится.

НО это не отменяет слушание женщины, потому что если мы её не слышим, не чувствуем, то такое директивное ведение превращается в откровенное насилие. Я думаю, что лидеры должны уметь чувствовать тело партнёрши не хуже, чем женщины это делают, когда следуют за мужчиной. Это нужно и для комфортного танца двоих, чтобы не таскать женщину (мы не грузчики), и чтобы дать ей возможность что-то сказать, а не вести монолог нон-стоп самому.

Да, бывают разные женщины. Бывают танды, где вы один можете говорить, а она будет только слушать, и ваша задача – следить только, чтобы она успевала за вами, и не валить её с оси. Но также есть танды, где такой монолог будет просто странным, если вы не дадите “высказаться” женщине в танце.

Собственно про мужественность. Сначала общепринятое определение, не буду оригинален и возьму определение из Википедии: «Мужество — спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности; душевная стойкость и смелость; вообще совокупность качеств, ожидаемых от мужчины».

Термин сложный, менялся со временем. Я возьму определение «как совокупность качеств, которые ожидают от мужчины» и дополню: «нравятся женщинам».

Зададим границы мужественности, про которую я говорю, в виде линии, спектра, с крайними проявлениями этого качества. Для наглядности возьмём два ярких образа из кино.


Крайний справа – это Элиа Кодоньо из фильма “Укрощение строптивого” в исполнении Адриано Челентано. Персонаж хамоват, самоуверен, силён духом, знает что хочет.

Повторюсь это крайнее проявление, но если спросить женщин нравится ли им такой мужчина, ответ будет: “Скорее да, чем нет”. Потому что помимо хамоватости в нём есть интеллект, сила воли и уверенность. Этот герой не лишён положительных качеств. За границей Элии будет уже откровенное быдло, агрессивное и не обременённое интеллектом.

Если бы персонаж Челентано пришёл на милонгу, то проблем скабесееить кого-то у него бы не было. Он своим взглядом приглашал за раз бы несколько женщин – слишком много напора и уверенности в себе. Вряд ли он вёл бы мягко, заботливо и бережно, но понятно и чётко, зная, чего хочет. Думаю большинство женщин остались бы довольны тандой с ним.

Другая граница – это Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего. Английский джентльмен, аристократ, он воспитан, элегантен как аргентинские маэстрос, играет на скрипке, но как мы знаем из книг, Холмс – боксёр и, когда надо, морду набить тоже может. А с женщинами он галантен и учтив. В нём есть та же сила, уверенность, просто она максимально окультурена. На милонге он также уверенно приглашал бы женщин, но точечно, чтобы не поставить других тангер в неудобное положение. За этой границей будут пугливые мальчики с трясущимися потными ладошками.

Так что, отвечая на вопрос, “каким персонажем или образом описать наполнение объятия мужественностью”, я сказал бы, что хотел, чтобы мои ученики находили себя в этих границах.

Кто-то спросит, а при чём тут наполнение объятия, я ведь показываю конкретных персонажей, целых людей, как в руки вместить этих людей? Дело в том, что руки — продолжение вас, и даже больше – вы сами. Кто вы есть на самом деле, так вы и будете обнимать. Нельзя быть мужчиной местами. Ваше объятие наполнено вами самими, вами целиком, не отдельными качествами. Если вы невнимательны и не чутки, то и объятие у вас такое же. Если вы грубы, то и ваши руки такие же.

Наша европейская модель восприятия мира (дискретное восприятие, членение всего и вся) привела к тому, что мы себя воспринимаем не как единое целое, а частями: вот моё Я, оно где-то в голове, а вот моё Тело, где-то рядом. Я конечно утрирую, но мне важно, чтобы мои ученики обратили внимание на свою целостность — целостность личности и тела, — потому что обмануть тут не получится. Сложно быть чудаком на букву “М”, и иметь отличное объятие. В вопросе наполнения объятия всё начинается внутри, в вашем Я, в вашей голове.

Важно быть самим собой, искренним и настоящим. Для этого, по моему мнению, достаточно просто изучать танго. Не только посещать милонги и на этом всё, а ходить на уроки к самым разным преподавателям, посещать различные танго-мероприятия, изучать эту культуру – и танго-культура сама проведет ваше «саморазвитие». При условии, что вы готовы учиться. Танго – это путь, такая же духовная практика как восточные единоборства или любая иная телесная практика, она прочищает мозги, делает нас другими. Можно сидеть медитировать в монастыре в Тибете, а можно изучать танго. Танго – отличный учитель, главное быть прилежным учеником, а не прогульщиком-двоечником.

Наполнение объятия. Влюблённость

Размышляя про объятие, мы говорим про качества мужчины, которые у него есть и которые должны быть привлекательными для женщин, некое внутреннее наполнение.

Мужественность – широкая по спектру проявления черта человека, но если мы хотим поговорить о чём-то направленном от мужчины к женщине, то нам нужно поднять другие аспекты наполнения нашего объятия. Чем должно быть наполнено объятие мужчины, когда он обнимает женщину?

Я долго думал, перечисляя: внимательное, бережное, заботливое, чуткое, нежное, сильное, мягкое, живое, направленное на женщину – и список этих разнообразных качеств можно продолжать долго. Но список получится очень большим, всё это в голове удержать не получится. Нам нужен общий знаменатель по всем этим проявлениям, некое слово, из которого это всё может следовать. Нам нужен мужчина с некой характеристикой, когда он предвзято хорошо относится к женщине. И по моему мнению, весь список этих положительных качеств мужчина проявляет, когда он влюблён.

Я долго размышлял, есть ли более точное слово или состояние, из которого бы всё это следовало, и не нашёл ничего точнее. Когда мужчина влюблён, для него есть только одна женщина, всё его внимание направлено только на неё, по отношению к ней он добр, терпелив, нежен и силён настолько, что может свернуть горы. И он жив как никогда.

Влюбляться на каждую танду по-настоящему, конечно, не получится, это нереально, но приблизиться к этому спектру эмоций, этому наполнению объятия можно.

Сейчас я хочу немного отойти в сторону от влюблённости мужчины в женщину и более широко посмотреть на это явление. Если совсем просто, то влюблённость можно описать как созерцание чего-то, что мы видим и говорим: «Ах, как это прекрасно, хочу смотреть на это вечно!» Это может быть закат, море, горы, звёзды, любое проявление природы. Но часто ведь люди не видят красоты этого мира.

В 2007 году один из лучших скрипачей современности Джошуа Белл совместно с газетой The Washington Post провёл социальный эксперимент. Он спустился в метро города Вашингтона и играл для всех желающих на скрипке Страдивари. Люди проходили мимо, как будто-то его нет, узнала его только одна женщина. Заработал он 32 доллара и 17 центов. При этом билеты на его концерты всегда разбирают, и стоят они от 100 долларов и выше.


В суете жизни мы часто забываем остановиться, чтобы просто полюбоваться красотой этого мира. И даже когда останавливаемся, бывает, не всё видим.

Приведу свою историю. Когда я в первый раз приехал на море и впервые в жизни его увидел, про себя подумал: «Обычный водоём, с не самой чистой водой». Я не понимал своих друзей, которые восхищались морем, их восторг не разделял от слова совсем, и за две недели до моря дошёл один или два раза. В следующие годы я ближе пообщался с фанатами моря, спросил, а что в нём особенного, они поделись своими мыслями, эмоциями, почему они любят его. Я попробовал перенять их опыт и, знаете, сейчас смотрю по-другому. Может, не такими же влюблёнными глазами, но отношусь крайне положительно и с интересом. Мне теперь нравится купаться, хоть я и не умею плавать, нравится смотреть на волны и камни на берегу. За пару лет я прошёл путь от полного равнодушия до искреннего интереса.

Женщины – тоже стихия, некое природное явление, к которому мы можем испытывать очень широкий спектр эмоций, начиная от равнодушия и заканчивая неподдельным интересом. Возможно, нам, мужчинам, надо посмотреть на женщин повнимательнее, более свежим взглядом, попытаться рассмотреть в них красоту, которую мы не всегда видим?

Именно внимание, как сфокусированный луч – одно из самых важных качеств. Если не будет вектора от мужчины к женщине, то что бы мужчина ни чувствовал, что бы его ни наполняло, без желания поделиться этим, дать эти эмоции женщина ничего не почувствует.

Поэтому, если мы говорим про наполнение объятия влюблённостью со всеми вытекающими отсюда качествами, очень важно все эти качества через объятие отдавать. Недостаточно иметь что-то, важно этим делиться. Прелесть в том, что когда мы делимся положительными эмоциями, у нас их меньше не становится. Когда мы зажигаем ещё одну свечу от своей, наша свеча не горит после этого тусклее, но зажжённая свеча светится так же ярко.

Из этого текста нельзя сделать практический урок, нельзя сказать мужчинам «будьте мужиками» по указке, а потом — «будьте влюблёнными мужиками», а потом — «Что за розовые сопли?!» Это так не работает, подобные идеи нужно просто обдумать, осмыслить. И возможно, что-то появится в вашем танце.

Владимир Самофалов