Первая хроника танго

В номере за 22 сентября 1913 года газета «Critica» поместила статью, подписанную псевдонимом Viejo Tangero (Старый Тангеро). Вот выдержки из этой статьи, которую смело можно назвать «первой хроникой танго»:

«Это было в 1877 году в предместье Мондонго, расположенном в старой части города. Там располагалась штаб-квартира общества кандомбе, где собирались черные мужчины и женщины, когда-то бывшие рабами. Среди членов общества были определенные классовые различия, что приводило к трениям и конфликтам. Во время Карнавала они участвовали в уличных костюмированных шествиях в своих экстравагантных ярких костюмах и в огромных шляпах. Эти люди могли танцевать часами под монотонные ритмы своих барабанов-кандомбе. Среди противоположных групп часто вспыхивали острые споры, иногда приводившие к кровавым схваткам. В результате эти сообщества были распущены и запрещены.

Придушенные таким образом африканские музыкальные страсти нашли выход — стали появляться новые танцевальные центры. Именно они, использовавшие элементы запрещенных африканских танцев, и были началом знаменитого танго. Правда, в то время танцующие партнеры не приближались друг к другу, а танцевали скорее отдельно, следуя музыкальному ритму и повторяя качающиеся движения, ранее использовавшиеся в кандомбе. Новый танец приобрел популярность — особенно в среде маргиналов городских окраин. Эти районы издавна славились барами сомнительной репутации, где всегда звучала милонга. Таким образом, танго стало своего рода визитной карточкой тех, кто славился своим умением пустить в дело нож в уличных стычках. Каждый такой танцор щеголял различными танцевальными фигурами, но все они стремились к артистичному и искусному исполнению.

Скоро танец стал практиковаться в «академиях», возникших в районе Барракас на углу улиц Солис и Комерсио, а также Солис и Эстадос Унидос (арена кровавых схваток), а позже — на углу Посос и Индепенденсии. Именно здесь взошла звезда некоторых танцовщиц танго. Кавальери Из Европы, Рефусило Брюнетка, Пепа Худая, Лола Коротышка, Ла Мондонгуито, Мария Басконка, Индейская Венеция, Мария На Курьих Ножках и другие женщины с не менее оригинальными кличками становились подлинными королевами предместий. Эти «академии» (так назывались заведения, куда мужчины могли прийти потанцевать, выпить или снять женщину) возникали на самом пике популярности танго. Черные танцевальные салоны посещали не только люди низших классов, но и «франты» («гуапо? компадрито?» — Л.М.), умелые танцоры танго, которые могли справиться с самыми замысловатыми па.

В полицейских хрониках того времени часто упоминаются «креольские дуэли», которые случались чуть ли не каждую ночь. Из пустого ребячества некоторые храбрецы, одаренные вниманием какой-нибудь танцовщицы, стремились решать вопросы с помощью ножа, поэтому многие места опасных встреч просто закрывались.

В то время демонстрация безрассудного куража среди дуэлянтов стала почти культом. Презрение, которому подвергались те, кто не сумел соответствовать общепринятым стандартам, было хуже, чем приговор к двадцатилетнему заключению.

В «академии» на углу Индепенденсии и Пососа танго достигло своего апогея. На здешних вечеринках танцевальный стиль приобрел тот мягкий, раскачивающийся ритм, которого сегодня не увидишь. Этот стиль подвергся многократным изменениям и, в конце концов, потерял свой первоначальный шарм. Впрочем, исчезли и сами танцовщицы, и даже авторы танго.

До начала эры «академий», чью славу составила модернизация танго, популярностью пользовались бары для низших классов (peringundin). Они располагались в предместьях, вдалеке от центра города; в одном из них, на старой площади Лореа, выступала Кармен Гомес — искусная танцовщица танго, любимица здешних завсегдатаев. Заведение было местом встречи солдат пехотного батальона, расквартированного в домах на углу улиц Альсина и Лореа. Ни один вечер не обходился здесь без потасовок, в коих активную роль играли сами танцовщицы. Когда принятая девушками чрезмерная выпивка настраивала их на воинственный лад, они нападали на своих клиентов — и очищали зал менее чем за пять минут. Этот бар был вскоре закрыт из-за постоянно происходивших здесь убийств.»

(с) Книга «Танго», издательство Жигульского, 2008