Петролео. Первый нуэвщик

Горючее

Он вошел в историю танго именно под этим прозвищем. ПетролЕо значит «нефть, бензин» или точнее, наверное, «горючее».

Есть две версии происхождения этого прозвища — красивая и реалистичная, как и про многое в танго. Говорят, что Петролео называли так, потому что он двигался очень мягко и тягуче, словно перетекающее масло или нефть. Сам он в интервью на склоне лет признался, что по молодости слишком много пил и в танго-мире его частенько видели «заправленным».

Настоящее имя Петролео — Карлос Альберто Эстевес. Он родился в 1912 году в квартале Альмагро в Буэнос-Айресе. Название квартала имеет значение. В каждом квартале был свой стиль танго, квартал имел своё лицо, был более танговым или менее. Для тангеро родиться в нужном квартале уже прибавляло плюсов к статусу — вроде как впитал танго с молоком матери или с воздухом родного квартала.

Вечеринка

Юный Эстевес начал танцевать примерно в 1927 году. Через год он познакомился с Эль Негро Наварро, известным танцором 1890-х годов, который передал ему свои секреты.

В интервью журналу «La Maga» (от 26 мая 1992 года) в честь своего 80-летия он расскажет:

«До 30-х годов у нас бывали вечеринки, длившиеся по целой неделе. Однажды в день рождения Лусии Парда, партнерши Николаса, устроили милонгу в парке Патрисиос. Прозвище Николаса было El Buchon из-за формы его груди, напоминающей грудь голубя. Как обычно на вечеринке были бродяги, мелкие воры, завсегдатаи скачек и милонгеро.

Танцпол устроили из брезента, украденного с железнодорожных складов. Мы расстелили его на полу и намазали воском, чтобы можно было скользить. Все скинулись на вино и мясо для асадо (что-то вроде барбекю или шашлыка — Е.М.). С нами были девушки из кабаре, проститутки и магазинные воровки. На седьмой день решили провести конкурс танго.

Мы сильно соперничали, но внешне оставались безразличными. У танцора всегда большое самомнение: каждый уверен, что он самый лучший. Я был уверен, что я — самый лучший.

Мне нравилась одна девчонка по имени Мендиета… Она была феномен!

Оррадре Баск лучше всех танцевал под Д’Арьенцо. Фигуры — некий Мендес, у него были легкие ноги. Качафас был хорош, но были и лучше него. Вирулацо тоже был неплох, он танцевал в манере Антонио Тодаро, который учил Мигеля Анхеля Зотто. Этого я люблю больше всех из молодых — у него хорошая постура.»

«Я встретил Гарделя в театре «25 мая» на Вижа Уркиза (район в Буэнос-Айресе — Е.М.). Он без сомнений был лучшим певцом, потому что мог передать настоящие чувства. Но танцевать он не умел. Если он и делал несколько шагов, то был похож на чемодан.»

Изобретатель фигур

Петролео всегда одолевало желание стать самым лучшим танцором на свете.

В 1940-х он вместе со своим другом Сальвадором Скиана, по прозвищу (?) Эль Негро Лавандина, он предпринял попытку вдохнуть новую жизнь в старые фигуры. Эти два сообщника целыми вечерами занимались в клубе «Нельсон». Они изобретали шаги, упрощали и модернизировали фигуры.

Петролео говорил, что это он придумал хиро, болео. (Хотя я слышала еще пару версий происхождения болео.) Он усовершенствовал ганчо настолько, что ему стали приписывать авторство.

Танго Петролео наполняется фигурами, поворотами, движения становятся быстрее, объятие — более свободным, положение осей танцоров — вертикальным. Превыше всего ставится музыкальность.

Петролео исполнял созданные им фигуры с редкой энергией, достигая в хирос бесподобной виртуозности.

 

 

 

 

 

Чего искали мужчины

В том же интервью он говорит:

«Я отказался от секса в танце. Прежде мужчина выбирал ноги, а не танцовщицу. Он собирался прижимать, а не танцевать. Я хотел танцевать.»

«В салонах было запрещено танцевать с использованием резких движений. Если мы так делали, то нас выгоняли. Они называли нас компадритос.»

То есть Петролео как бы намекает здесь, что этот стиль и тогда не был чем-то совершенно новым. «Компадрито» примерно можно перевести как «хлыщ». Компадритос рубежа веков— демонстративно хорошо одетые, набриолиненные парни, вращающиеся в кабаре и борделях Буэнос-Айреса, непонятно, чем зарабатывающие, но скорее всего чем-то незаконным. Они внесли большой вклад в создание аргентинского танго как такового. И компадритос танцевали «кОртес и кебрАдас» — «резкие движения (или покачивания) и наклоны».

Потом танго шагнуло в светские салоны и приличные места, стало массовым, спокойным и элегантным. А потом колесо истории сделало поворот и появился Петролео.

Танго до конца

«В 1930 году на танцах я встретил свою лучшую партнершу, с которой потом жил. Ее звали Эсперанса Диас. Мы танцевали вместе до 1949 года, в этот год она ушла. Другой такой не было.»

У него, кстати, была работа, кроме танго. Он 36 лет проработал в банке, в районе Вижа Девото.

Почтенный милонгеро танцевал до начала 90-х. Ему было под 80, когда его танго смогло остановить только больное колено. До последнего дня он не переставал изобретать фигуры, которые его усталые ноги уже не могли исполнять.

Петролео умер в мае 1995 года, в возрасте 83 лет, оставив после себя огромное и бесценное наследие. Он до конца оставался примером истинного новаторства.

Колесо истории

Я нашла на Ютубе только два видео, где танцует Петролео. По современным меркам ведение выглядит грубоватым, внимания к комфорту партнерши как будто не так, чтобы уж много… 🙂 Но и партнерши раньше были не такие, как сейчас: не уделяли столько времени женской технике, координации, на йогу и пилатес не ходили. Не очень просто было, наверное, завести партнершу в восемь хиро в удвоенном темпе без использования силы…

Но колесо истории снова повернется. И уже другое поколение новаторов еще через 40 лет разработает систему взаимодействия, когда вести можно будет дыханием и силой танго-телепатии. И эти же витиеватые фигуры станут удобными и физиологичными. Ну и женщины гораздо лучше научатся самостоятельно стоять на ногах.

 

Танго не приходит внезапно

«Вы можете научиться танцевать, но вам нужно много работать, и вы также должны чувствовать музыку. Танго не приходит внезапно. Наварро дал мне свои шаги, затем я создал свои».

«Танго — это сдержанная эмоция, которая позже взрывается.»

«Танго — это грусть, это правда, но иногда это зависит от того, как оркестр подходит к нему. Моим любимым был оркестр Карлоса Ди Сарли.»

«Я всегда мечтал танцевать лучше всех. Я придумал много фигур, трансформировал танго, но должен был сделать больше. Сегодня я бы сделал это по-другому.»

«Я безумно любил скачки. Ходил туда каждый день, много выиграл, много проиграл. Когда я вышел на пенсию после работы в банке, то продал свой дом и продолжил играть на скачках. Зачем я так поступил? Танго, скачки и женщины. Не надо относиться к жизни слишком серьезно. Я жил, как хотел. Вы должны жить своими мечтами, правда!»

Елена Маслова

использовано:
http://www.otango.ru/text/petroleo.html
http://www.discepolintango.com.ar/escuela/bailarines/pages/petroleo.html