Фестиваль «Планетанго» в Москве

18-19 февраля мы ездили в Москву на фестиваль «Планетанго». Если честно, сильно хотелось пощупать маэстрос, которые были приглашены. Себастьян Ачаваль, Карлос Эспиноза уже давно входят в топ-5 по популярности в мире среди танго-танцоров и преподавателей. А кто знает, что будет дальше — будет ли возможность на них так близко посмотреть и поучиться у них в будущем? Так что поехали с денюшкой (нехилой) в потном кулачке. Также были на групповом семинаре у Эльвиры Лэмбо и Михаила Надточего, которые тоже офигенны, но уже как-то не экзотика, а что-то родное.

Два типа преподавания

Было очень любопытно наблюдать, как разные маэстрос ведут уроки. У Эльвиры и Михаила, который из России, но много лет прожил в Нью-Йорке, все было весьма привычно: у этой темы такие-то смыслы, такая-то теоретическая база, разберем это на примере комбинации, сейчас мы все вместе медленно ее разберем, шаг вправо, шаг вперед, поворачиваем партнершу на 46 градусов, выводим проекцию и ногу поворачиваем на 31 градус… (я утрирую, конечно, чтобы передать идею). В общем всё довольно системно, академично, логично — привычно. Так преподают западные педагоги, в том числе, и в России. Мне лично очень близко то, что говорят, как понимают танго, Михаил и Эльвира.

 

У Карлитоса и Агустины было по-другому. Более традиционно, «по-аргентински», что ли? «Вот нижний центр, он находится вот тут, надо танцевать нижним центром, смотрите: так с нижним центром, так без. Понятно? Повторите! Сейчас мы поведем партнершу вокруг себя, используя нижний центр». Если бы мы с партнером довольно долго до этого не заморачивались на теме нижнего центра, были бы весьма обескуражены. Потом Карлитос показал примерную комбинацию. Его попросили еще раз. Когда попросили в третий и четвертый, он, как кажется, был слегка раздражен. Потом был слегка расстроен, когда его начали спрашивать, куда и в какой последовательности лидеру ставить ноги: «Почему вы спрашиваете у меня это? Какая разница? Я сам каждый раз делаю это по-разному. Ваша задача — провести партнершу вот сюда, используя нижний центр».

А потом накинул несколько важных, как мне кажется, вещей, которые во мне отзываются: «Почему вы меня спрашиваете, какие у вас ошибки? Вы сами должны понять и найти, что вам неудобно в танце, почему и как сделать удобно. Это же социальное танго. Нам удобно. И с нами в парах вам будет удобно, потому что мы потратили на это много времени». Мне кажется, любопытное замечание, особенно для тех, кто любит учиться с одним-единственным педагогом на частных уроках — социального танго в этом мало. Но, опять же, всё зависит от задач.

Мы с партнером сказали «ага», и немного позависав и слегка поспорив, разобрали сами комбинацию Карлитоса, выявили и сняли идеи, которые он предлагал (так как их поняли мы). При этом и Карлос, и Агустина подходили, вставали с нами в пару и показывали через тело, как-чо. Дело в том, что так как мы живем в совсем небольшом городе, у нас с Вовой нет единственного и постоянного педагога, который знает, как «правильно». Вот эта вот система работы для нас довольно привычная: разбор, анализ, адаптация того, что говорят на семинарах 100500 разных преподов, каждый со своим «правильно». Стоило ли это уплоченных за семинар денюшек? Мне семинар понравился! Но были и люди, которые не оч поняли, что это было.

Отработка на 40 минут

У Себастьяна было по-другому. Довольно академично и системно, но, кажется, он решил в свои три часа вместить всё, что ему хотелось бы поправить в российском танго. Было несколько разных тем и разных областей: и про музыкальность, и про контакт, и про смыслы, и технические моменты. Получилось несколько непривычно, но прям многое сразу получилось вынести.

Был занятный момент: он заставил группу 40 минут отрабатывать один ляпис с поворотом, потому что в России поворот делают не на тот счет, на который нужно, а на соседний. Мы сначала думали: «Какая же ерунда! Чего же он такое странное говорит!» Но упрямо делали, переучивали заученное, потому что УПЛОЧЕНО: надо попробовать взять всё, что предлагает препод, а там разберемся. И как же это оказалось круто, когда получилось! Это было +1000 к балансу, устойчивости и комфорту в ляписе для всей пары.

Еще у Себастьяна было про «линейность» и «круговость» ведения. Кто-то из преподавателей говорит, что надо только кругово, кто-то топит только за линейный стиль. Себастьян говорит: «Можно и нужно и то, и это, причем в одном танце». Однако, мне кажется, чтобы почувствовать разницу, и уже тем паче по разному повести и последовать, у обоих партнеров должен быть очень нехилый опыт и чувствительность.

Все маэстрос говорили про нужность скруток, что было бальзамом на мою душеньку. Я люблю скрутки, хотя они в последнее время в России как то подвыходят из моды. Мне кажется, именно скрутки дают много возможностей разнообразно танцевать в очень близком объятии. А я люблю и танцевать, и близкое объятие. Вообще не понимаю, зачем много танцевать «салон» в открытом, если почти все фигуры можно сделать в близком при наличии некоторой техники. Хотя знаю отличных педагогов, которые вполне обходятся без скруток. Обе манеры вполне коннектятся, потому что и там, и там нужны постура, центры и рабочие кисти.

Еще и Себастьян, и Карлитос много говорили про контакт — фигуры начинаются с контакта и музыки, а не наоборот.

Про милонги

Это был первый фестиваль, где я выспалась. В пятницу людей было еще ничо так, хотя не так много, как раньше на фестах, и все рассосались после выступления. А вот в субботу маэстрос было больше, чем простых смертных. (Мне кажется, это в целом, тенденция московского танго.) Я давно не считаю, сколько танд потанцевала, а тут решила посчитать. На первой милонге — 9, причем, с незнакомым партнером — только одну. Отлично потанцевала, танды были от хороших до бомбических, но уже в три часа ночи отправилась спать. В субботу 5 танд, тож хороших, но домой пошла в два ночи. Я-то потанцевала вполне хорошо, но ситуация в целом грустненькая.

На второй милонге меня «откуда ни возьмись» пригласил преподаватель «Планетанго». Это были очень быстрые вальсы и, помимо прочего, он вел меня на сольтады с болео на оч высокой скорости. А я их только накануне в первый раз в жизни делала на уроке Михаила и Эли — ну не дошли как-то у меня руки и ноги до сольтад с болео. Вообще сольтады не люблю — см. про объятие. Не станцевала, кароч, я их. Сначала расстроилась немножк, а потом посмеялась.

Елена Маслова