Исторический тандем
Говоря об Освальдо Фреседо, нельзя не рассказать об очень джазовой странице в истории аргентинского танго.
Фреседо из всех танго-композиторов, руководителей оркестров «золотого века», пожалуй, был ближе всего к джазу. Фреседо много работал в США, знал джазовых музыкантов . На излете «золотого века» он приблизился к джазу настолько, что записал несколько танго с великим джазовым трубачом Диззи Гиллеспи.
Osvaldo Fresedo feat. Dizzy Gillespie — Vida Mía
В 1956 году Диззи Гиллеспи был в Буэнос-Айресе. Тогда трубач играл в клубе Освальдо Фреседо «Рандеву Портеньо». Там состоялась его легендарная импровизация вместе с танго-оркестром. Музыка потом вышла на пластинке.
Одна среда, разные континенты
Танго и джаз появились и развивались примерно в одно время, но в разных частях американского континента. Джаз родился в районах, где жили темнокожие, а танго создали потомки креолов и европейские иммигранты. В танго есть капля негритянской культуры, но она, как представляется, почти растворилась уже к 1910-м годам.
Orquesta Osvaldo Fresedo — Adios Muchachos (con Dizzy Gillespie)
Танго и джаз, по моим ощущениям, развивались как бы параллельно, почти не пересекаясь, при этом внутренне будучи довольно близкими. Однако при всем разнообразии аргентинского танго это всё же гораздо более узкий, по сравнению с джазом, жанр. Джаз несравнимо более многообразен. И мне кажется, не каждая его разновидность органично сочетается с танго.
Я люблю слушать аранжировки танго в разных стилях — мне интересно, что разные музыканты находят в танго-музыке и как интерпретируют ее. Так сама по-другому смотришь на исходник и лучше его чувствуешь. Но вот иногда слушаешь и думаешь: нееее, это не танго, от танго тут остались только ноты, а сути нет.
Думаю, тут дело в том, что каким бы «сладким» ни было аргентинское танго, оно всегда сохраняет связь с аррабалем, бедными кварталами, с сорной травой трущоб. (Слова «сорная трава» очень часто встречаются в текстах танго.)
Внутреннее напряжение
Танго — история людей, которые оказались в одиночестве в далекой чужой стране. Это сильные, авантюрные, мужественные люди — они приехали в поисках лучшей жизни и делают её, как могут. Свою тоску и одиночество эти брутальные ребята могут выразить только через танго.
Osvaldo Fresedo, Dizzy Gillespie — Capricho de Amor
И если женить танго с джазом, то это может быть только трушный, аутентичный, черно-чернющий джаз про социальную несправедливость, одиночество, бедность, сегрегацию, несчастную любовь и великую тоску.
Джаз ведь бывает в некоторых своих проявлениях довольно буржуазным, няшным и лайтовым. Это прекрасно, у таких направлений есть свое время, место и великие мастера. Но если эту манеру пытаются скрестить с танго, то получаются сопли с сахаром. По моим ощущениям, даже на пике популярности танго никогда не становилось на 100% буржуазным. Там всегда проглядывало настроение аррабаля и даже проскакивали жаргонные словечки.
Orquesta Osvaldo Fresedo — Preludio No. 3 (con Dizzy Gillespie)
Когда-то было много дискуссий: а танго ли играл Астор Пьяццолла? Сошлись на том, что да. Почему? Музыкально он же рвал все каноны танго в хлам. Мне кажется, он смог выцедить этот пресловутый дух танго. То самое готовое взорваться внутреннее напряжение. А еще тоску и ностальгию.
Елена Маслова