Аргентинское танго меняет людей, или Встреча с самим собой

Из эпицентра

И это правда. Не знаю в точности механизм того, как это работает (вся эта история еще ждет своего исследователя-психолога или социолога), но точно работает. Это по опыту наблюдений и личному опыту. При этом не столько меняет, сколько раскрывает, помогает обнаружить и закрепить лучшую версию себя, избавиться от зажимов, комплексов и слабостей (ну, понятно, по большей части и у кого как).

На самом деле этот текст очень долго не писался. Он получился, по-видимому, очень честным и совсем непродающим. 🙂

Сложно писать о процессе, в эпицентре которого ты находишься. Но надо сказать, что для меня именно этот процесс личностного развития, перманентного выхода из зоны комфорта и является одним из самых притягательных в практике социального аргентинского танго.

Причем хорошее танго меняет людей зачастую независимо от того, осознают они это или нет, и даже — хотят ли они этого или нет. 🙂

«Другие»

Есть общеизвестные вещи: мужчины становятся классически мужественнее, женщины — женственнее, все — более уверенными в себе, более открытыми, общительными. И те, и другие учатся слышать не только себя. Мы развиваем умение чувствовать людей, принимать отказы и своё неприятное ощущение, что не весь мир тебя хочет и не весь он крутится вокруг тебя.

Женщины учатся уважать мужчин. 😉 И со временем — быстро отличать, каких мужчин стоит уважать, а каких — нет, лесом, лесом, гражданин. То же и для мужчин о женщинах работает, конечно.

Потом мы учимся твердо и тактично отказывать, защищая свои границы. При этом сами эти границы становятся менее железобетонными и более пропускными. То есть мы учимся принимать людей с их закидонами, но решать, готовы ли мы закидоны принять или стоит просто оставить человека с ними наедине и удалиться.

При включении некоторых дополнительных физических нагрузок меняется осанка, походка. Однозначно прокачивается умение одеваться, ухаживать за собой так, чтобы тебе было удобно в этом не только двигаться, но и жить, и на это не уходило 2/3 зарплаты (они уходят на танго, конечно же :)).

А еще — умение общаться с представителями противоположного пола. Мужчины становятся более галантными в каких-то элементарных вещах: уступить даме стульчик посидеть, помочь нести леди пудовый баульчик или авосечку, открыть дверь, пропустить вперед, подать норковую шубку или пуховик там. 🙂 А дамы принимают это, не испытывая неловкости, как что-то само собой разумеющееся. (Тут лирическое отступление. У нас в России мужчина так себя ведет по отношению к женщине обычно только в одном-единственном случае — если он ее хочет. 🙂 Когда девочки попадают в танго, они на некоторое время обалдевают и по неопытности, бывает, принимают вежливость за флирт. Так и бывает: ты ей дверь открыл, а она уже мысленно начала выбирать себе свадебное платье. 🙂 Так же и в обратную сторону: проявление легкого женского кокетства, которое тоже танго нехило развивает, некоторыми кадрами, особенно немолодыми почему-то, воспринимается прямо как согласие, но в танго есть правила, (тема отдельного текста) и это остается проблемами кадра, «лесом, лесом, гражданин» (см. выше)).

«Я»

Кроме того, еще включается коррекция личных тараканов. Первое, с чем ты встречаешься — это ты сам. Вылезает часто неосознаваемое, но болезненное. То, в чем ты сам себе не хотел, боялся или стеснялся признаться.

Тут прямо очень четкий идет отсев людей.

Если ты эгоист, у тебя не получится танго, потому что танго — это взаимодействие. Если хочешь научиться танго, надо меняться. И ты будешь это делать, просто учась нормально танцевать. Или бросишь.

Если ты уверен, что знаешь, как и что делать лучше всех, у тебя не получится танго — с тобой просто не будут танцевать. Если ты относишься к женщине/мужчине потребительски — то же самое. Если ты, наоборот, стараешься угодить другому всеми силами, то тоже танго не выйдет — ты будешь пытаться догадаться, что человек хотел сказать, при этом всё равно не слушая его.

Если ты склонна/склонен судить о себе только по оценке тебя другими людьми, то умрешь от ужаса на милонге, когда тебя пригласили не 10 партнеров, а два (партнерш согласились с тобой танцевать). Придется меняться. Или бросишь, потому что «они все тут снобы жестокие».

Если ты боишься доверять (даже если ты партнер), то тоже не выйдет танго. Если не умеешь беречь свои границы и уважать себя… Если твои границы укрепленнее берлинской стены… Если ты боишься отказа/согласия… Если ты стесняешься своего тела и у тебя нет с ним контакта… Если ты живешь в своем мире и твои представления о людях уж слишком не отвечают реальности… Если ты не в знаешь о личной гигиене… Если ты просто ленивая задница… 😉 И так далее. Если захочешь продолжать, придется незаметно (или заметно) вывести некоторое количество тараканов.

При этом в танго все люди остаются собой. В танго все разные: кто-то более легкий и темпераментный в танце, кто-то — более спокойный и заземленный, кто-то из партнеров более авторитарный, кто-то позволяет женщине самовыразиться, кто-то из партнерш любит обнимать и следовать, кто-то — более самостоятельна и любит участвовать в импровизации. С помощью танца мы общаемся, строим взаимодействие с разными людьми по-разному и под разную музыку, ищем себя и рассказываем о себе.

То есть само современное аргентинское танго, его правила, принципы и условия таковы, что оно тебя меняет, оттягивает от крайности. Танго — это искусство баланса и равновесия в самом широком смысле этого слова. Для меня это почти тот самый дзенско-самурайский «срединный путь».

Немного потрудиться

Но надо будет потрудиться немного. Я вот уверена, что без усилий, некоторого дискомфорта, преодоления чего-то в себе, в своем теле, в психике, кардинальное изменение к лучшему невозможно. Ну, не бывает, когда (например) полная, закомплексованная девушка, боящаяся прикосновений, стесняющаяся себя, просто попробовав некую волшебную методику стала худой, уверенной в себе красоткой, полной «благостной женственности»: «ах, как всё легко и приятно, просто переведите нам некую сумму денег, и мы покажем вам небо в алмазах, ваша унылая жизнь заиграет яркими красками  и жизненный успех накроет с головой»!

Вот не верю чо-то. Либо эта девушка вмахивала, трудилась над собой, даже страдала, ей было неуютно и не всегда легко меняться, но она всё это преодолевала и продолжала. И чего ей это стоило, известно только ей, потому что настоящих сложностей, страхов, срывов в социальные сети не выкладывают. Либо она попросту врет и осталась такой же грустной и зажатой внутри, просто на публику имитирует счастье и самодостаточность, играет, как актриса, нередко довольно плохая. 🙂 Мы ведь знаем кучу таких аккаунтов, правда? 😉

Ну, я, конечно, несколько сгущаю краски, кто-то меняется легко и быстро, так как внутри есть давняя потребность или просто неинтересно заморачиваться всякими тараканами. Кто-то бросает, потому что танго — это просто не его, не зацепило.

Но чаще тех, кто начал заниматься некими практиками, раздирает противоречие: одна твоя часть хочет стать круче и ярче через усилие, а другая всеми силами старается сохранить унылое, но стабильное и привычное статус-кво. И очень интересно наблюдать за людьми, как они сдаются или преодолевают, сами того не замечая, всю эту фигню.

Пространство молчания

При этом я очень не люблю разного рода разговоров в личностном развитии. Ох, сколько их захлестнуло нас в последнее время! Сколько людей пытаются научить нас жить, впарить что-то глобальное, обещают сказочный успех, преображение, продвижение за три дня, три занятия без усилий, легко и весело и т.д.

А мы можно будем учить, как танцевать аргентинское танго, а не как жить?

Мой принцип — меньше бла-бла, больше дела… И на эти все темы «духовности и личностного развития» я, наверное, высказалась вот этим текстом достаточно надолго. Есть куча людей, которые красиво рассуждают об «успехе, личностном росте, духовности, чакрах, ведах и др.», но как только дело доходит до практики в реальном мире…

Не, мы обсуждаем, конечно, на занятиях и за рюмкой чая милонги, поведение этих странных партнеров и партнерш, страхи и радости, поиск контакта в паре во время танца, мы рассказываем о наших первых милонгах, косяках, залетах и глупостях, что на них произошли, о танго-кризисах, которые переживали все более-менее долго и нормально танцующие. Но это всё входит в удивительное явление «социальное аргентинское танго» и, я думаю, обучение ему.

В кодигосе, танго-этикете, есть правило: на милонге, когда пара уже встала в объятие, не принято разговаривать. Мы слушаем музыку, вслушиваемся в другого человека, ощущаем себя, партнер еще постоянно включен при этом в окружающую обстановку.

Я очень люблю танго за эти моменты тишины. Давайте уже хоть ненадолго перестанем трындеть о высоком и правильном, выключим информационный шум, выкинем информационный мусор и будем просто молча танцевать?

Хотя зачастую оказывается, что это совсем не просто…

Елена Маслова