Потребности, которые закрывает аргентинское танго

Маркетологи всю человеческую деятельность сводят к удовлетворению, «закрытию» разных, вполне конкретно формулируемых потребностей. С аргентинским танго традиционно в этом отношении сложно. Потому что в танго приходят очень разные люди и закрывают очень разные потребности. Сформулировать какой-то четкий «аватар» клиента (такие делают рекламщики, когда планируют рекламные кампании) тяжело.

Все нижеперечисленное — результат моих личных размышлений и (многолетних) наблюдений. Я, конечно же, не проводила никакого исследования, да и проводить реальное маркетинговое исследование среди людей, танцующих аргентинское танго — очень сложно. Я в конце напишу, как мне кажется, почему.

1. Потребность быть обнятым.

Базовая потребность человека, даже если сам человек пока не в курсе. 😁 Большинство приматов очень социальны и очень тактильны, такими нас создала эволюция. Младенцы и дети, которых обнимают, развиваются лучше, спокойнее по характеру и воспринимают мир как более безопасный. Тактильный голод современного человека чудовищен. Без объятий человек чувствует себя одиноким, объятия повышают иммунитет, являются профилактикой депрессии, улучшают настроение и пр.

Конечно, у разных людей потребность в объятиях разная. Я, например, очень тактильный человек. Мало, кто знает в танго-сообществе, но я с детства очень плохо вижу — без очков и контактных линз просто недееспособна. Аргентинское танго стало для меня потрясающим открытием — это уникальный способ общения без слов, искренний, открытый, осмысленный, осознанный и глубокий.
А еще есть огромный пласт людей, недообнятых в детстве. В советских и российских семьях не приняты были «эти глупости».

В танго умеют обниматься ТАК, как больше нигде и никогда. Это волшебство с вполне конкретным научным объяснением, но сейчас не о нем.

2. Потребность быть понятым и принятым.

В хорошем аргентинском танго к тебе очень внимательно прислушиваются. Иначе не получится танца.

Мне лично кажется, люди, вообще по большей части, очень плохо умеют общаться и договариваться. Слишком часто слушают и слышат только себя, свои комплексы, программы, установки и хотелки, гоняют только свою собственную мысленную жвачку.

Опять же, часто бывает, что именно в аргентинском танго человек впервые в жизни сталкивается с тем, что к нему прислушиваются, интересуются, что он из себя представляет, какой он, как он реагирует, что несет в мир, как двигается и пр. (Да что там, часто бывает, что в аргентинском танго человек в первый раз в жизни задает эти вопросы сам себе.)

Это невероятные ощущения! Именно поэтому за хорошими партнерами и партнершами гоняются — они умеют слушать и чувствовать на уровне вибраций.

Здесь уважают твой выбор — ты можешь не танцевать с тем, с кем не хочется, и не обязан ничего объяснять (но можешь, если тебе это надо).

Правда, чтобы было интересно танцевать не только тебе, но и с тобой, придется научиться слышать и чувствовать и самому тоже. И люди или принимают эти правила игры, или бросают танго, или остаются на уровне танго-фриков.

Со временем этот навык перетекает в обычную жизнь. Качество общения и взаимодействия меняется кардинально!

3. Потребность почувствовать свой пол.

В обычной жизни мы почти всегда бесполы. Экономическое развитие убивает гендерные роли и наносит удар по стереотипам — мы все почти одинаково нажимаем на кнопки в офисах (и мне кажется, что это хорошо — мне бы не хотелось скирдовать сено, жать серпом, ткать на станке, носить воду в коромысле, стряпать в печке, стирать в реке и рожать каждый год — с моим здоровьем (см. выше) я бы естественный отбор точно не прошла 😁).

Но мужчины и женщины все же отличаются. Пытаться сделать их совершенно одинаковыми — другая крайность. Классическое танго — место, где «привычные» гендерные роли все еще соблюдаются: мужчина ведет, женщина следует. Мужчины галантны, женщины в меру кокетливы.

Я умею ходить на каблуках, носить платья (у меня есть, куда их носить). Это отличная практика, чтобы проявить и включить «женские» и «мужские» энергии. Одно из немногих мест, где мужчина может экологично почувствовать себя лидером.

В современном мире люди с проявленным вот этим всем обычно прямо притягивают противоположный пол.

Но гендерные роли и здесь неоднозначный вопрос. Современное танго не было бы живым, если бы не менялось вместе с миром. Это все же не секс, это объятие и танец. А обниматься так или иначе и плясать под музыку вместе могут люди и одного пола. Это просто вопрос личного выбора. Я люблю танцевать с хорошо танцующими и мужчинами, и женщинами — качество объятия, музыкальности и внимания все же на первом месте. Сама на милонгах в лидерской роли не выступаю — перфекционизм мешает.

4. Потребность догнаться до гармонии.

Это мои любимые ученики, если честно, ибо сама такая. Всем чего-то не хватает. Часто люди неосознанно чувствуют, что именно здесь они смогут решить свой внутренний запрос, убрать или добавить в себе что-то, чтобы жить так, как хотелось бы.

(Минус в том, что если этот запрос решается, интерес к танго у человека пропадает, если не произошло переключение на удовлетворение других потребностей. Но мне не жалко терять такого ученика — помогать людям мне круто. 😊)

В аргентинское танго, например, косяками идут мужчины, которые забыли (или никогда не знали), что значит быть лидером, и женщины, которые устали все тащить на себе.

В современной России же частая история: «Дорогой, конечно, у тебя есть собственное мнение, и сейчас я тебе его скажу. Настоящие мужчины делают только то, что им говорят женщины!». Причем наблюдения показывают, что научить современных мужчин вести и брать ответственность в среднем существенно легче, чем женщин — доверять, следовать, слышать и отпускать контроль.

Еще, например, брутальные мужики здесь встречают собственные чувства, потому что установка «мужчины не плачут» убивает не только умение плакать, но и умение чувствовать вообще что-либо. Начинают понимать, как быть сильным, созидательно-агрессивным и одновременно чутким, нежным, внимательным, слышащим, умеющим разговаривать с женщиной. А женщины-«нежные фиалки», которым всю жизни твердили «ты же девочка», начинают ощущать, каково это — стоять на своих ногах самостоятельно, быть партнершей, равной, сильной, человеком, а не куклой с набором обязанностей в паре. Некоторые женщины учат лидерскую партию, «потому что могу».

Еще, например, тем, кого «украшает скромность» (на самом деле нет) здесь приходится проявляться.
И все учатся доверять, доверять… очень не хватает этого людям… безопасно впускать в свои границы другого; разбираться — кого именно стоит, а кого нет; ставить границы, если чел ведет себя нехорошо. И прочая, и прочая…

Все это тоже перетекает в остальную жизнь, сущеееественно повышая ее качество и осмысленность.

5. Потребность ненадолго убежать.

Сегодня очень актуальная. Переключаться от рутины — еще одна базовая психологическая потребность человека. Без этого у человека отлетает кукуша. Человек психологически не может изо дня в день заниматься только «важными, полезными, социально-одобряемыми делами, тратить деньги только на нужное, жить всегда идеально и правильно». В этом случае человек превращается в машину, функцию, а человек не машина, ему нужны выходные от его жизни…

В древности и бОльшую часть истории человечества для переключения от повседневной рутины существовали специальные штуки: праздники, большие и маленькие, ритуалы и обряды, богослужения, рукоделие и творчество (раньше все умели петь и плясать). Если что-то брать из древности, то именно вот это, я думаю.

Аргентинское танго — это отличная возможность отвлечься, на какое-то время скрыться в совсем другой, красивый, увлекательный мир с понятными и четко очерченными правилами. Это всегда благотворно.

А если оба партнера хорошо танцуют, аргентинское танго превращается в глубокую парную медитацию. Это очень вкусно и полезно. Таких ощущений средний человек может не испытать никогда за всю жизнь. 😉 И никаких доп. веществ не надо принимать, ибо опять же современный российский человек, чтобы убежать, слишком часто прибегает к алкоголизму. 😁

6. Потребность экологично прожить самые разные эмоции и сбросить напряжение.

Танго в этом отношении уникально. В сальсе мы только веселимся, в бачате и кизомбе — флиртуем. В аргентинском танго (и аргентинском фолке) есть и это — и еще много всего. Прожив с хорошими партнером или партнершей эту потрясающе красивую и глубокую музыку, ты переплавляешь самые разные эмоции во что-то светлое и обнимашечное.

Одна из учениц — счастливая жена, мама двоих детей, крутой профессионал, психолог — так и говорит: «Я красиво проживаю все эти эмоции здесь и не несу их домой».

Аргентинское танго было создано мужчинами, культурой мачо — выражать эмоции позволялось только в танго (но нашли ж таки экологичный способ). При этом демонстрировать это громко и всем не обязательно. Трушное танго на милонгах довольно сдержанно внешне (нет, это не тот «танец страсти», который показывают на сцене), хотя внутри может бушевать буря.

Но танго не было бы живо, если бы не менялось вместе с миром: прет ярко выразить — почему нет, если ты не мешаешь окружаюшим и не нарушаешь кодигос (хотя аргентинский фолк для этого и больше годится).

7. Потребность в празднике.

Вытекающая из предыдущей. У современных людей праздник, по большей части, заключается в том, чтобы посидеть за столом. Это хорошо, я тоже это очень люблю. Но мне кажется, скудновато и бедновато (и опять же призрак алкоголизма).

Милонга (или фольклорная пенья) — это праздник, который всегда с тобой. Если их нет под рукой, всегда можно сходить хотя бы на практику.

Как-то случайно попав на корпоратив большой организации, заметила, насколько большое это событие для сотрудников: наряды, концерт, банкет… Комон, ребят, а я так живу! Но это бывает недостаточно часто, чтобы само по себе превратилось в рутину… 😉

8. Потребность в свежих впечатлениях.

Еще одна биологическая потребность человека. Без этого человек превращается в животное. Научные исследования показывают, что «обогащенная, разнообразная среда» очень эффективна для профилактики депрессий и слабоумия.

Про ощущения от самого танца я уже писала. А еще есть обстановка. Тангерос танцуют на пляжах на закате, на берегу моря на рассвете, в зале Дворянского собрания XIX века, в фонтанах, в метро и на улице под аккомпанемент живых музыкантов, в кафе и пр.

Благодаря танго я объехала кучу городов, общалась с невероятно интересными людьми из разных стран, открыла в себе и в людях то, о чем не подозревала (и продолжаю это делать). Научилась слушать, чувствовать и понимать музыку — это тоже невероятные впечатления (меня убеждали с детства, что мне «медведь на ухо наступил»).

Для меня вообще очень важны свежие впечатления разного уровня — от посиделок в кафе до рассматривания картин в Третьяковке. Наверное, поэтому я выбрала быть журналисткой и тангерой. Если бы моя жизнь ограничивалась стенами моей квартиры и моей семьи, я бы, наверное, померла…

9. Потребность в чем-то большем.

«Во-первых, это красиво…» Каждая танда в аргентинском танго — это акт творчества. Потребность в творчестве отличает человека от других видов, живущих на этой Земле (строительство красивых гнезд, брачные танцы и досуговые игры животных не будем пока брать — сложно отнести это к творчеству в человеческом смысле).

Для того, чтобы творчески проявить себя в аргентинском танго, не надо практиковаться десятки лет. Да, это творчество, на которое «никто не смотрит», да, оно «для себя», да, оно очень мимолетно. Но разве это не похоже на нашу жизнь? Она пролетает, но в сердце остаются драгоценные камушки воспоминаний и впечатлений.

А еще аргентинское танго — это огромная культура со своей философией и мифологемами, стремящаяся к тонкой, внутренней красоте, показывающая особенный вкус к жизни.

Ты приучаешься к такому способу существования и потом переносишь его и в остальную жизнь — проживание как красивый акт творчества.

10. Потребность найти «своих».

И еще одна базовая потребность человека как вида.

Сообщество аргентинского танго — это мощная духовная агломерация, объединяющая людей по всему миру, почти субкультура. Ты можешь прийти на милонгу в любой точке мира и, зная (и показывая, что знаешь) некоторые правила, годно танцуя и обнимаясь, найдешь «своих».

Я помню, как одной замечательной танцовщице и педагогу аргентинского танго несколько сот тысяч рублей на операцию спины собрали за сутки.

И да, чтобы попасть в это сообщество нужно помелькать, требуется время, какое-то количество усилий, вложенных обучение, общая адекватность, нужно входить «с достаточным уважением», активно общаться с людьми — и тебя примут даже с некоторыми твоими особенностями 😁. Да, не сразу (так устроен этот несколько закрытый мир), но это не так уж сложно.

11. Потребность найти связь с собственным телом.

Современные городские жители по большей части живут исключительно внутри своей черепной коробки. Эдакая виртуальная жизнь — голова и что-то, что ее носит (железо, хабр)… Но ведь биологически это не так. У тебя есть тело, и оно — часть, очень большая часть (больше половины, по моим личным ощущениям) тебя. Мне кажется весьма шизофреничной популярная практика: «Поблагодари свое тело, пообщайся со своим телом». Это все равно ведь отделение «себя» от тела. Тело, я думаю, надо максимально интегрировать с мозгом, сознанием, а не отделять. Однако вполне вероятно, что чтобы вообще, в принципе хоть как-то обнаружить свое тело, поначалу это может быть весьма эффективным. «Отсутствие тела» в картине мира и уж тем паче ненависть к своему телу (что требует отдельной терапевтической работы со специалистом) горааааздо хуже, чем «тело, с которым мы разговариваем как с чем-то отдельным».

Мне ближе идея: «Почувствуй тело, чтобы лучше узнать себя, глубже почувствовать, кто ты». Ведь (еще раз): твое тело — это тоже ты, как бы ни хотелось его не замечать или убедить себя в обратном.
А когда мы отрезаем от «себя», своего сознания такой большой кусок реальности, как целое тело, то кукушу тоже неизбежно рвет. Эта темная, невидимая часть психики превращается в груз, черную дыру, куда утекают силы, энергия и здоровье, конечно, — мы все еще биологические существа и наше состояние сильно зависит от состояния нашего тела.

Больших физических нагрузок в аргентинском танго нет. Но ОЧЕНЬ много координации — это связь тела с мозгом. Мне лично кажется, что довольно глупенько качать каждую мышцу по отдельности или растягивать связки по отдельности. Тело существует, чтобы чувствовать его целиком, чтобы мозг мог управлять телом так, как ему нужно, а тело взамен отдавало мозгу эндорфины — везде в итоге хорошо. 😊 Тогда человек становится цельным, исчезает шизофреническое разделение на «тело, душу, разум, эмоции». Все это — ты, разные грани тебя, а мозг (сознание) — это всего лишь «центр управления полетами», умеющий включать/выключать то, что нужно в нужные моменты, или наблюдать, что с тобой происходит, чтобы лучше понять себя, чтобы было лучше жить.

Все это я поняла и почувствовала, занимаясь аргентинским танго. Да, вполне возможно потребуется со временем доп. практика для улучшения физухи, но танго собирает тело и все остальное воедино оооочень круто!

12. Потребность найти пару и создать отношения.

Иногда получается, но в большинстве случаев — нет. Да, аргентинское танго — отличное место, чтобы познакомиться с мужчиной или женщиной (женщин больше). Но познакомиться можно везде, а те твои особенности, которые и до этого мешали тебе создать и сохранить отношения в паре, с приходом в танго сами собой никуда не деваются… (Конеееечно же, «на этот раз все будет по-другому», да. 😉) Я думаю (но не особо уверена — сейчас в процессе размышлений как раз над этим), что к нормальным, здоровым отношениям надо быть готовым, обладать определенны набором качеств и поведенческих реакций. В противном случае, это не отношения, а мучения (а эмоционально мучиться я за свою жизнь задолбалась — так уж сложилось в силу личной истории, хочется уже экологично перестать, не отрезав себя от эмоций вообще).

И да, в процессе практики именно аргентинское танго готовит тебя к этому относительно успешно: ты учишься слушать, самовыражаться, наблюдать за собой, контролировать себя, понимать, кто ты и что тебе нужно, чтобы было хорошо; элементарно — общаться с противоположным полом и трогать людей; понимать, что люди вообще-то воспринимают мир очень по-разному, а не только так, как ты, что в мире много «правд» и «реальностей», кроме твоей собственной; «энергии» пробуждать те же самые и прочее.

А еще люди, которые пришли в танго только, чтобы «найти вторую половинку», как правило, довольно хреново танцуют. 😊 И аргентинское танго как мощная практика, мне кажется, не любит еще, когда его «просто используют». 😉

P.S.:

Итак, это мои мысли о том, какие маркетинговые «боли» закрывает аргентинское танго. Вкратце. ) Плюс в том, что в аргентинском танго соединяется всё вот это и сразу!

И это результат не прямого исследования, а внешнего анализа и наблюдений. Я уверена, что прямые исследования здесь тупо не работают. Опросники типа «Почему вы танцуете? Чем вас привлекает аргентинское танго?» дают неправильные ответы. Человек и сам себе не признАется, что у него скучная однообразная жизнь, что ему одиноко и хочется найти друзей, что хочется хотя бы потрогать кого-то противоположного пола, что хочется забыть об осточертевшей работе или свалить ненадолго от любимой семьи, погрузившись в красивый, дружелюбный мир. Да что там, мужчины иной раз стесняются даже собственной гетеросексуальности и не готовы признаться, что им нравится общаться и обниматься с женщинами (между «с удовольствием общаться» и «тащить в постель» — большая разница, пропасть, если что).

И давление на все эти боли впрямую в постах и рекламе тоже не работает (я пробовала, я вообще довольно много тестов провела). По описанной выше причине. А что работает? Мне нравится идея не «ухода от негатива», а «прихода к позитиву». Но не «вы научитесь» (напрягаться еще, мало людей любят учиться), а «у вас будет», «вы станете», «вы найдете». И не «вы станете более уверенным» (перейти по такой рекламе — признаться себе в неуверенности), а что-то другое. 😉

Также, мне кажется, исходя из этого моего умозрительного мини-исследования можно все же построить типичный «аватар» хорошего тангеро/тангеры, который/ая в танго долго и с удовольствием.

Это довольно интеллектуальный человек; с заработком выше среднего (но не прямо богатый); старше 30 лет, моложе 60; или вообще без детей, или со взрослыми детьми; склонный к саморазвитию и рефлексии; скорее интроверт (аргентинское танго — самый недемонстративный из всех танцев, оно сильно больше внутрь, чем наружу); при этом с гедонистическими устремлениями, стремящийся улучшить свою жизнь, сделать ее более полной и вкусной, охочий до новых впечатлений; склонный к творчеству; при этом довольно упорный (упрямый), чтобы преодолеть трудности первых месяцев тренировок; и, важно, это кинестетик (человек, для которого важна тактильность и физический контакт с другим человеком).

Теперь вы понимаете, почему я так люблю общаться с тангерос? Это же офигенные люди!

Но мы про маркетинг и продажи. Итак, каков потенциальный размер рынка? Сколько таких людей в среднем по популяции? А в маленьких городах? 😉 Где в соцсетях найти таких людей? Какими офферами и креативами донести до них, что здесь они найдут удовлетворение своих потребностей (причем мы помним, что давить напрямую — не работает, такова специфика потребностей)? Это уже вопросы к профессиональным (очень профессиональным, у нас максимально мягкая и сложная ниша, если вы понимаете, о чем я) маркетологам и таргетологам.

А еще важно, что почти все эти потребности по отдельности можно удовлетворить дешевле и проще (ну, кроме обнимашек, поэтому я поставила их на первое место), не тратя столько усилий, чтобы научиться танцевать — рынок предлагает много хобби, «саморазвития», путешествий и впечатлений. И именно за этим «аватаром» охотится почти весь рынок развлечений с огромными бюджетами на рекламу! Чтобы человек стал тангерос, мне кажется, он должен тут найти удовлетворение сразу нескольких потребностей.

Такая себе бизнес-ниша, если честно, в итоге получилась, я думаю. 😁

PPS.:

Еще одно замечание про танго-мир. Тот факт, что здесь все эти потребности не проговариваются вслух, мне лично скорее нравится. Не все готовы об этом говорить (помним, что эта культура возникла в преимущественно мужском мире). Танго дает тебе то, что тебе нужно, автоматически — надо только продолжать заниматься этими «просто танцами». Каждый хороший тангеро (и тангера) периодически сталкивался с состоянием, когда ты либо меняешься, либо бросаешь танго. 😉

Здесь обнимают не только тело, но и душу! Но в душу всё же не лезут. Если ты этого не хочешь.

Елена Маслова