Мои ошибки в танго

Моя самая большая ошибка в танго-жизни: я слишком сильно переживала из-за ошибок.

Первые пару лет танцевала так, будто сдаю экзамен. И принимает его, конечно же, партнер, с которым я в данный момент танцую (бедные мои тогдашние партнеры!). Вместо того, чтобы быть с ним, с музыкой, получать удовольствие от процесса, я думала о том, достаточно ли хорошо танцую, всё ли делаю правильно, хорошо ли выгляжу, что он обо мне думает или подумает потом. Так сильно боялась ошибиться, что из-за этого ошибалась гораздо сильнее, чем могла бы.

Советы типа: «Расслабься и следуй», конечно же, не помогают. Мне помогла логика. «Ок, я недостаточна хороша, ну и что теперь? Меня предадут анафеме, торжественно сожгут или забьют камнями в центре танцпола? Выгонят с позором, пиная танго-туфлями? Будут показывать пальцем, и никто никогда не пригласит?» «Недостаточно хороша для чего? Чтобы танцевать на милонгах? Да вроде достаточно — вот же танцую. Продолжаю развиваться ведь, а пока — что выросло, то выросло. Выше головы я не прыгну, даже если буду очень сильно переживать из-за этого.» 🙂

Больше всего помогает, конечно, танго-опыт: километро-часы на милонгах, фестивалях и марафонах. Приглашают ведь. Никто не убил, не лишил имущества, не бросил посреди танца и прочее. (Ну, было один раз – партнер, которого я уважала, начал учить во время милонги, но это скорее исключение, личные тараканы и дурное настроение конкретного человека.)

Мы все косячим во время танца. Тем более, если импровизируем с человеком, которого в первый раз видим. Я заметила как-то на милонге, как спотыкались (о, ужас!) пара маэстрос, которые постоянно друг с другом не танцуют. Конечно, это были не базовые шаги, а какая-то хитровыдуманная комбинация на высокой скорости, но ведь факт. (Видимо, твой уровень измеряется тем, в каком месте ты начинаешь спотыкаться.)

Конечно, забить на уроки и танцевать по принципу «Я прекрасен, ничего не делая, мне не нужны занятия», «Тяп-ляп – и так сойдет» — это другая крайность. (Но в нашем клубе таких персонажей нет, как ни странно – они не задерживаются.)

Мы ищем золотую середину: продолжать развиваться, при этом разрешая себе получать удовольствие от того, что есть сейчас. Именно поэтому для меня аргентинское танго – искусство самурайского срединного пути, поиск баланса и гармонии в разных сторонах жизни. Танго – это не результат, а процесс.

Елена Маслова